Previous Entry Share Next Entry
Фотограф А.П. Динесс и корабли - история детективная, с разгадкой :)
Некрупный орёл
callmycow
В одном интервью меня пытали, почему меня привлекает история. Я не очень внятно ответил, мне и вопрос-то показался почемучечным, абы что спросить. Но ведь и детям-почемучкам я всегда старался отвечать по существу. Так вот: история – это всегда поиск, это детектив каждый день, да ещё с твоим участием, разве что стрелять не приходится.
Мне пришлось вернуться к двум камчатским открыткам, где запечатён британский минный крейсер в Петропавловской гавани, у угольного причала. Открытки продавались на Дальнем Востоке в период русско-японской войны, а британский крейсер, как подсказал lot1959, относится к серии «Archer». Как выяснилось, английские военные корабли заходили в Петропавловск с начала 1890-х годов регулярно и законно, поскольку принимали участие в Берингоморском патруле, по соглашению с САСШ и Россией, этот патруль должен был ограничить хищнический промысел котиков и каланов в Беринговом и Охотском морях. Мой поиск тогда привёл меня к выводу, что крейсер и есть сам «родоначальник» серии, HMS Archer, участвовавший в патруле в 1898 г.
Но с выводом я поспешил. Тема Берингоморских патрулей оказалась очень интерсной (и, кстати, до сих пор толком не прописанной по-русски – другое дело у американцев). Поднять тему мне не под силу, я всё-таки не историк, но копаясь в источниках, я встретил в составе патрулей и «систер-шип» Archer’а, HMS Porpoise (читается «Порпес», переводится «морская свинья», т.е. дельфин), о которой предполагал, что она была отправлена в Англию в начале 1890-х. Оказалось, нет. В 1893 году Archer и Porpoise патрулировали Берингово море вместе, а в 1895-м – одна Porpoise.
В газете San Francisco Call, 17 October 1895 мне попалась такая заметка:
«У русского парохода ‘Котик’ проблема с таможней. На борту немало шелковых и атласных тканей, диковин японских и китайских, и команда намерена разгрузиться, не заплатив обязательную пошлину.
Когда ‘Котик’ был в Петропавловске, в порту стоял британский крейсер ‘Porpoise’. Последний пришёл прямо из китайских морей, и моряки неплохо отоварились на стоянках в Гонконге и Иокогаме. Потом они продали содержимое своих рундуков и сундуков морякам с ‘Котика’. Эти последние теперь пытаются выгрузить своё добро, а таможня пытается не позволить им этого. Сегодня предполагается арест нескольких офицеров и методический обыск судна. В нынешние времена сомнительные махинации подлежат особому надзору, и окружной надзиратель Радделл утверждает, что ни одна штука товара, подлежащего таможенному сбору, не может быть самовольно выгружена».
(Далее следует столбец под названием «Удивительный побег Томаса Фрая при спасении лошади».)

Американский котиковед Леонард Стейнегер в своей книге (The Asiatic fur-seal islands and fur-seal industry, 1898) сообщает, что коммандер Porpoise, Фрэнсис Е. Пелли, любезно взялся подвезти его на крейсере от островов до Петропавловска. Книга Стейнегера иллюстрирована фотографиями, в том числе попал в один кадр и крейсер Porpoise

Рядом с Porpoise стоит русский корабль «Якут». А заняты они тем, что пополняют запас угля. (Этот причал и поныне зовётся Угольным).

Итак, поскольку в Петропавловске бывали и Archer, и Porpoise, а различить эти корабли по внешнему виду мне не под силу, нужно попытаться определить год фотографии.
Как я уже сообщал (http://callmycow.livejournal.com/271270.html), фотограф нашёлся, его имя – А.П. Динесс.
Ещё лет десять назад фамилию Динесс даже историки склоняли исключительно в мужском роде. Можно встретить версии, что Динесс был врачом, либо отставным морским офицером. А некая г-жа Динесс, продававшая снимки в Кунсткамеру, считалась его наследницей либо доверенным лицом. Мудрено ли, учитывая географию снимков: Камчатка, Сахалин, Охотск, Императорская гавань, Порт-Артур, Уссурийская железная дорога, Зейские золотые прииски… наконец, Кавказ. Учитывая саму технологию фотографии. Например, стеклянный негатив с кораблями в Петропавловской гавани имеет размеры 40х30 см! Это один, а сколько их надо таскать на себе, не считая аппарата и треноги; а каковы были дороги, только-только проторённые через дальневосточные сопки; да и суда, речные и морские, мало походили на круизные лайнеры.
И всё-таки.
«1 мая 1894. С пароходом «Джалинда», останавливавшимся на полдень в Хабаровске, в числе прочих пассажиров проезжала г-жа Динес. Муж ее был почтово-телеграфным чиновником. Оставшись вдовой, г-жа Динес занялась профессиональной фотографией и в нынешнем году предприняла путешествие по Амуру и на о. Сахалин, с целью собрать коллекцию видов этих местностей, на что предполагает употребить целый год. У г-жи Динес уже имется довольно большая коллекция снимков, очень отчетливо исполненных». (Заметка из газеты "Приамурские ведомости", её скопировал хабаровский краевед Зосима Васильевич Востоков для своей летописи. Прислал мне В.Н. Токарский.)
А в извлечении из отчёта Владивостокского Общества изучения Амурского края за 1896 г., среди прочих поступлений материалов, находим:
«…6) Фотографіи видовъ Камчатки отъ В. А. Терентьева, снятыя г-жей Динессъ». (Упомянутый В.А. Терентьев – отставной капитан 1 ранга, агент Добровольного флота во Владивостоке, чьи заслуги отмечены наградами.)

Таким образом, посещение г-жой Динесс Камчатки укладывается в период 1894-96 гг.
Но 1894 год это быть не может. Именно в этот год разразилась японо-китайская война, и британские корабли китайской станции наблюдали за боевыми действиями. Их задачей было не допустить ущерба западным интересам; оба систер-шипа, и Archer, и Porpoise, "засветились", спасая китайских моряков с потопленных японцами судов. (Сами японцы такими глупостями не занимались.) А в Беринговом море в тот год от англичан патрулировали корабли, базировавшиеся в Британской Колумбии (в Ванкувере), "Daphne" и "Caroline".
Как помним, 1896 г. ОИАК уже отчиталось о получении снимков Динесс, так что наиболее вероятный год посещения ею Петропавловска – 1895.
Где же найти её снимки Камчатки?
Я прошерстил интернет и нашёл статью Валерия Николаевича Токарского, где он упоминает «Камчатский альбом Динесс». Валерий Николаевич – очень заслуженный фотограф, корреспондент и краевед, вся его жизнь прошла на Дальнем Востоке, и лишь недавно он переселился в Санкт- Петербург. В 2006 году он репродуцировал на фотоплёнку и в цифру исторические фотоальбомы в Дальневосточной научной библиотеке в Хабаровске: альбомы Сильницкого, Маргаритова… И в том числе А.П. Динесс. В одном из этих альбомов (их не менее двух) помещены и фотографии Петропавловска – пять штук.





Судя по надписанным номерам, снимков больше. Фото с кораблями (отсутствующее в альбоме) имеет № 2, памятник Берингу - № 16. А два снимка из Охотска, продолжающие серию, №№ 33 и 34.

Фамилия Динесс, как подсказывает интернет, впервые обнаруживается в Иркутске, где в апреле 1843 года открылась вольная аптека провизора Динесса. Инициалы его неизвестны. «Вестник Имп. Русс. геогр. об-ва» в 1854 году сообщает: «Содержатель вольной аптеки аптекарь Динесс прислал в Отдел безвозмездно разные медикаменты, для пользования Членов ученой Вилюйской партии и инородцев Вилюйского края». «… Занимаясь лечением зобатых людей, живущих по берегам Лены, средствами, пожертвованными в пользу экспедиции аптекарем Динессом…»
Позже вы видим уже фотографа Динесса. «В 1882-83 гг. при финансовой поддержке генерал-губернатора фотограф В.А. Динесс совершил поездку на Амур и доставил по возвращении фотографическую коллекцию типов орочан Амурской области» «К 1883 г. относится и рукопись «О Забайкальских бурятах», сохранившаяся в архиве Иркутска, автор рукописи член и фотограф ВСОИРГО Валериан Андреевич Динесс».


В.А. Диннеса, как и других фотографов, обязывали фотографировать ссыльных для полицейских нужд, и он как мог отверчивался от этой повинности, объясняя отказ то ремонтом, то закрытием ателье; но тем не менее оставил иркутскому музею Революции немалое количество таких карточек, среди которых уже в наше время сыскались фотографии американцев из экспедиции Де-Лонга на яхте «Жаннетта». (http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1534/)
Его фотоателье «Собственная фотография «В. Динессъ. Тихв. пл., Горное упр.» работало до 1883 года, а потом он продал его П.А. Милевскому.
Иркутские снимки ателье В.А. Динесса находятся в интернете без труда. Но какова степень родства его с провизором и с героиней нашего повествования? Если сказано, что покойный её муж был почтово-телеграфным чиновником? Не знаю.
На сайте Благовещенского музея сказано: «В списках дореволюционных фотографов указана Агнесса Павловна (Динесс) по Благовещенску, но каких-либо установочных данных нет».
Так и принято величать госпожу фотографа Агнессой Павловной, хотя в зарубежной аннотации к альбому видов сахалинского Корсакова она названа Аглаей.
Её благовещенские снимки датируются 1891-92 гг., и её ателье называлось «А.П. Динесс на Амуре» даже после перемены места жительства.


Валерий Николаевич Токарский рассказал, что родным братом Агнессы Павловны Динесс был Александр Павлович Хлебников, также фотограф. Его ателье открылось во Владивостоке в апреле 1889 года, в магазине Кунста и Альберса на Светланской улице. Позднее и брат, и сестра переехали в Никольск-Уссурийский. (Но в 1910-х годах существовала Фотографія А.П. Хлѣбникова въ Казани, Рыбнорядная ул., соб. домъ № 42. Совпадение?)
Относительно имени Валерий Николаевич (а его интуиция заслуживаетдоверия) полагает, что имя нашей героини при рождении было именно Аглая Хлебникова, а впоследствии она стала называть себя более модно-изысканно, Агнией или Агнессой. Валерий Николаевич также уверен, что видел саму Агнессу Павловну на одном из снимков с золотопромышленного прииска, где позируют только женщины. Однако из-за переезда он пока не смог отыскать этот снимок в архиве.
Кроме того, В. Н. Токарский посоветовал мне обратиться к краеведу Александру Николаевичу Сесёлкину, живущему в Советской Гавани. А.Н. Сесёлкин охотно откликнулся и обратился во владивостокский исторический архив, РГИАДВ – и получил ответ, не менее как сенсационный. Он помещён в интернете на странице http://rgiadv.ru/rabota-s-polzovatelyami/v-pomosch-issledovatelyu/avtografy-gospozhi-a-p/
Автор ответа, Н.А. Троицкая, поместила автографы писем самой Динесс.
Вот одно из них (Ф. 702. Оп. 3. Д. 169. Л. 57-57об., 59)
«Милостивый государь Ваше Высокопревосходительство.
Многоуважаемый Аркадий Семенович!
Прежде всего, позвольте Вас поблагодарить за память обо мне. Извиняюсь, что не поблагодарила Вас сейчас по получении письма; причиной тому было мое отсутствие; я ездила по ветке Маньчжурской дороги по заказу строителя и начальника уч(астка) г(осподи)на Свиягина; снимала места указанные им, где производились работы. Первый раз ездила в августе, а второй раз в конце октября.
На предложение Ваше послать моих работ для выставки, которая предполагается в Париже (в) 1900 году и для промышленной выставки в Хабаровске. Хотела с этим письмом послать Вам кое-что из моих работ, но пошлю после нового года, потому что по случаю аварии парох(ода) «Орел» мои фотогр(афические) товары замедлили приходом сюда. Для выставки Парижа постараюсь составить альбом, какой сумею. У меня в настоящее время есть снимк(ов) видов до 200 шт(ук), но я еще не окончила Приморской обл(асти): Южно-Усс(урийская) железная дор(ога) не вся снята, нет Владивостока, Сучана, Хабаровска.
Здесь я нахожусь с ноября 1894 года. Зиму работаю здесь, а летом все время путешествую. 1895 г. была (с) начало лета до июля на Южном Сахалине, а потом, благодаря любезности П.Ф. Унтербергер и агенту Добр(овольного) Фл(ота) г(осподи)ну Терентьеву, безвозмездно сходила на парох(оде) Добр(овольного) Фл(ота) в Камчатку, была в Петропавловске, Охотске, на устье Гижиги и Аяне. На том же парох(оде) вернулась обратно, везде сняла, что было возможно. Очень жаль, что не могла быть внутри страны, стоянки были коротки у берегов. 1896 и 97 году летом была в окр(уге) Усс(урийского края), сняла все военные посты и часть местностей.
Немного тяжело мне делать мои экскурсии без средств, видов сбыт невелик, а поездки стоят недешево. В Никольске у меня дело фотогр(афии) круглый год, в мое отсутствие работает помощник, и живу я на средства, которые зарабатываю фотографией. Слава Богу, пока здорова, работа идет своим порядком, порой и устаю, но причиной усталости думаю мои года – 55 лет уже кончилось.
За сим позвольте пожелать Вам доброго здоровья,
остаюсь уважающая Вас и всегда готовая к услугам А. Динесс.
Никольск-Усс(урийский), 1898 г. Декабря 1-го.»

В этом небольшом письме фотограф даёт многие ответы. Легко вычисляется год рождения А.П. Динесс – 1843-й. Назван год переезда в Никольск и год посещения Петропавловска – 1895.
Таким образом, отпадают сомнения в названии английского крейсера – это именно Porpoise.
Вопрос о местонахождении остальных камчатских снимков остаётся открыт. Вполне вероятно, что их негативы хранятся в Центральном военно-морском музее С-Петербурга, но как в этом убедиться, получить хотя бы каталог?

Загадочным остаётся и пароход с буквой W на трубе, дважды сфотографированный в Петропавловске.




Нашёлся в интернете статистический справочник по Сибири, и там за 1895 год движение по Петропавловскому порту оценивается всего в 12 пароходов. (Военные суда при этом не учтены). Из них американские – два (вероятно, шхуны Falcon и Ethel Zane, упомянутые в калифорнийских газетах). Ещё пять пароходов русских и столько же германских. (Эта шхуна Falcon сильно сбила с толку – в то же самое время из Сан-Франциско на острова Санта-Каталина ходил лайнер с таким же названием, принадлежавшей Wilmington Transportation Compani, у которой как раз на трубах стояла буква W. Но то лайнер, а это шхуна.) Сама А. П. Динесс подсказывает, что вероятно, в гавани стоит то самое судно Добровольного Флота, на котором она приплыла в Петропавловск и уплыла дальше, в Охотск и в Гижигу. Доброфлот за всю навигацию совершал только один рейс в Гижигу. Список судов Доброфлота найти можно, но на их трубах букв не было, а просто жёлтый низ, чёрный верх.
Намёк даёт капитан Гаупт, командир крейсера «Забияка».
"...31 июля [1894 г.] вернулся в Петропавловск из Нижне-Камчатска германский пароход "Independent", под флагoм Добровольного флота и, простояв сутки, ушел во Владивосток круговым рейсом через Гижигу, Охотск и т. д." (http://cruiserx.net/zab/zab_90.html) Капитана «Индепендента» звали Ahrenkiel. Но ни хозяина этого парохода, ни его (парохода) изображения мне найти не удалось. Длина названия, мне кажется, совпадает, но точно судить невозможно (разве что появится более разборчивый оттиск фото Динесс).

Самым красивым заключением поста будет собственноручная подпись Агнии Павловны Динесс:


  • 1
Оцифрованные альбомы Сильницкого и Маргаритова есть в свободном доступе в интернете?

Есть, можно найти. В лучшем качестве я брал в Краевой библиотеке.

Оказывается, барахольство - не изобретение команд и научников советских НИС'ов, им ещё встарь промышляли :)
А за очерк - спасибо, кину ссылку всем знакомым фотографам-северовосточникам.
Чтобы шибко не зазнавались :)

Может, кто и пароход подскажет?

Мало вероятно, но чем чёрт ни шутит...

(ну вот, пока собиралась написать о промахе с «красивым заключением» ты сам его исправил:)
Ох уж эти детективы и поиски, никакого с ними покою)) Ты хороший сыщик. Я, способная лишь ловить хвостики улик и совсем не способная анализировать, искренне восхищаюсь твоим талантом.
«Добрфлот» просится перевести как ДОБРЫЙ флот.
В недавнем прошлом, когда ты впервые упомянул Динесс, я тоже пыталась найти материал о ней (не сильно усердствуя) и, как помнится, мне попадалась её фотография с каким-то привалом среди стлаников на камчатской горке, но ничего примечательного в фотке я не увидела и не сохранила. Должна бы была ссылку оставить, но где она теперь? Не найду.
оффтоп: Но вот снова запнулась о фотку, на которую однажды словесно тебе нажаловалась:
The Military in Kamchatka. American marines marching down central Petropavlovsk circa 1926. Old Russian Orthodox Church visible in background.

Ведь врут же! Правда? И улица не та и церковь.


Врут самым нахальным образом...)
Это-Ситка...и Свято-Михайловский кафедральный собор на заднем плане.

Врут, конечно. Не наша это церковь, да и морпехов кто бы сюда пригласил. Только сопка и похожа.
А мне подумалось: кто такой добрый конь? Это который не лягается, не кусается, улыбчив и благожелателен.
И подумалось, что "строгий галстук" перекликается со "строгим ошейником".))

ДОБРКОНЬ - вряд ли доброволец.
Ну а строгий галстук - это само знамо:) - перекликается. Это вот так:


(сейчас заметила только (ещё надеюсь найти ссылку на фотку с привалом), что на памятнике "Слава" и на часовне раньше, в советское время, на макушках звёзды были)

Касаемо корабля с буквой W на дымовой трубе.
Вполне возможно, что это один из кораблей маячной службы Аляски (WAGL).которые какое-то время входили в состав берингоморского патруля.

Вы же сами подсказывали, корабль грузовой. Я, правда, не видел кораблей WAGL - покажите.

Грузовой, из-за грузоподъёмных стрел.
Но "маячники" тоже были оборудованы стрелами.
К примеру, "Орхидея".
1217986501

Главная заценка-буква W. Пока ничего похожего
Для информации http://www.navsource.org/archives/12/17idx.htm

Интересно, иркутский фотограф Денисьев и В. А. Динесс одно лицо? И если у родного брата Агнии Динесс фамилия хлебников, то Динесс возможно псевдоним???

Re: Фотографы.

Агния Павловна к 1895 году была вдовой и жила, вроде как, в Благовещенске (а прежде в Иркутске). А фотоателье В.А. Динесса к тому времени сменило владельца. Других подробностей я не знаю. В каких родственных отношениях состояли В.А. и А.П., могу только гадать.
Фамилия Динесс (без инициалов) упоминается в отчетах иркутского географического общества много раньше, как аптекаря. Не вижу оснований полагать фамилию псевдонимом.
Для выводов нужны архивные документы.
Ваши предположения на чём строятся?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account