Рекомендую рассмотреть в увеличении:
http://radikal.ru/F/i060.radikal.ru/1008/a1/64a1b66b030a.jpg.html
Подпись: «Осада Петропавловского порта на Камчатке. Худ. А.П. Боголюбов. 1854 г. Архив ЦВММ».
Впечатление от картины странненькое. Вроде, и пейзаж узнаваем: Петропавловск, Авачинская бухта; и эскадра англо-французская… Пейзажист сидел высоко на Мишенной сопке, откуда сопки Никольская и Сигнальная выглядят маленькими пирожками, или «пилотками безымянных солдат». И как эти холмики могут служить помехой для огромных неприятельских фрегатов?
Тут надо цифрами. Высота мачт фрегата 4 ранга, каким был английский «Президент», огромна – более 50 метров над ватерлинией. Однако высота Никольской сопки (ближайшего из двух «пирожков») – 102 метра, Сигнальной – 42 метра. Возвышаться над Никольской сопкой матчы фрегатов не могут.
Высота «полянки для пикника» – около 300 м над морем (что и позволяет видеть всю картину сверху) . И даже если бы в Петропавловске в 1854 году сыскались состоятельные дамы в таком количестве, то какой бы спортивный интерес им тащиться в такую гору с солнечными зонтиками (к слову, тоже маловероятный аксессуар в камчатском хозяйстве)? Художник в помощь дамам нарисовал дорогу, спасибо ему, конечно.
Вот как тот же эпизод и почти тот же вид изобразил писатель Юрий Завражный, в книге «Забыть адмирала». В сравнении.
(Допустим, контур Култушного озера в 1854 г. был чуточку не таков, но это непростой вопрос.) Пожалуй, у Юрия Юрьевича фрегаты даже слегка мелковаты.
Но надо признать, у Боголюбова англо-французская эскадра выглядит грознее.
Неужели эта картина написана в 1854 году? Нет, конечно. Не с полплевка, но нашёл я подлинное время создания картины. В «Записках моряка-художника» самого Алексея Петровича Боголюбова, выдающегося мариниста. (А дедушка его был сам А.Н.Радищев, предтеча всех революционеров. А брат его, Николай Петрович Боголюбов, книжку написал: «Славная оборона Петропавловского порта против англофранцузского флота в 1854 г. СПб., 1885.) Так вот, Алексей Петрович сообщает:
«Проводив Цесаревича в вечную жизнь и чувствуя себя вполне расстроенным, я препоручил моего дорогого сынка заботе моего брата и его жены, а сам отправился за границу, ибо зрение моё было далеко не в порядке. <…> При конце моего лечения сделалась на теле какая-то сыпь, почему я отправился в лечебницу Капштадта, а оттуда переехал в Дюссельдорф, где при скромной жизни и труде здоровье моё восстановилось так, что я бойко и с удовольствием написал в зиму картины по заказу Государя: "Гренгамское сражение", "Высадка войск Петра Великого в Аграханском заливе (Каспий)", "Крушение транспортных судов" в том же заливе, "Взятие шведских судов в устье Невы "Астрильд" и "Гедан" под начальством Петра I" и "Петропавловский бой" (1853-1854 годов) в 2-х видах. Камчатские этюды для местности мне сделал ученик мой Боганц, который плавал на одном из наших судов по моей протекции. Весною я возвратился в Россию, представил мои картины Государю».
Цесаревич отошёл в вечную жизнь в апреле 1865 года; в том же году у художника умерла жена; стало быть, картина написана в 1565-66 г. И приобрёл её сам государь. Упомянуты два вида боя, но второй мне не встречался. На самой картине год не указан, а названия, под которыми она упоминается – самые разные: «Бомбардирование Петропавловска в Камчатке», «Оборона Петропавловского порта на Камчатке», просто «Петропавловский бой». Холст, масло, размер 120 х 193 см. Инвентарный номер в музее 38371.
Итак, художник писал картину в Дюссельдорфе, а на Камчатке сам не бывал. Кто же такой Боганц, предоставивший учителю вид Петропавловска?
Боганц Федор Федорович , он же БАГАНЦ, он же Боганец, Федор Федорович, и он же Bagantz, Friedrich Heinrich; 1834 — 1873.
Профессор Морского кадетского корпуса, единственный из русских художников совершивший кругосветное плавание, и удостоенный за свои акварели звания художник 1-го класса. Недавно изданы великолепные петербургские пейзажи Баганца. Есть Этнографические рисунки, посвященные амурским народам, - они найдены, их репродукции украсят музей Комсомольска-на-Амуре. В 2004 вышли книгой путевые заметки Ф. Баганца: Вокруг света / Пер. с нем., предисл. К. А. Стожаровой. СПб.: Гиперион, 2004 – 88 с., цв. илл. Тираж 200 экз. (в интернете не нашёл).
Путешествие началось в Кронштадте 26.06.1864 на транспорте «Гиляк» под командой капитан-лейтенанта Энквиста; обогнув Африку, 13.07.65 «Гиляк» пришёл в Николаевск. Художнику Ф. Баганцу нашлась работа на других кораблях: сначала на корвете «Варяг», с миссией снимать виды от Камчатки до залива Петра Великого; затем на шхуне «Сахалин», с которой Баганц побывал не только на Сахалине, но и в Охотске, и в Гижиге; на пароходо-фрегате «Америка», на которм посетил также Японию и Китай. В С-Петербург Ф. Баганц вернулся в 1867 г., передал в Морское министерство около ста рисунков для атласа «Западные берега Японского моря и Татарского пролива», а также подарил императору два альбома на 80 листов акварелей, за что получил бриллиантовый перстень с рубином.
Далее судьба Баганца печальна – потеря жены, новое плавание к Амуру, теперь вокруг Америки, болезнь с умственным расстройством… (Мне почему-то думается на цистицеркоз).
Возвращаясь к картине: когда Баганц/Боганц мог нарисовать вид Петропавловска? Возможный ответ есть в «Хронике Камчатки».
«1866 г., середина июня - В Петропавловск прибыл корвет «Варяг” под командованием капитан-лейтенанта Р.А. Лунда. Прибывший на “Варяге” гидрограф лейтенант К.С. Старицкий произвел в Авачинской губе магнитные наблюдения, определил высоту сопок Авачинской, Корякской, Вилючинской».
Хм, но картина Боголюбова нарисована полугодом раньше, если верить художнику. Что ж, возможно, корвет заходил на Камчатку и в 1865 году? На зимовку, конечно, вернулся к Амуру, а рисунки были отправлены с почтой. В принципе, возможно.
UPD 13.04.2015. С местонахождением картины А.П. Боголюбова всё не так просто. Оригинал, оказывается, находится в музее Морского корпуса Петра Великого — он же Санкт-Петербургский военно-морской институт, он же бывш. ВВМУ им.Фрунзе. репродукцию можно найти тут. А в Центральном военно-морском музее числятся две копии этой картины:
1. Копия неизвестного художника, поступила из Военно-морского политического училища в 1959 году. Х.М. 193 х 120 № 38371
2. Копия худ. Г.О. Калмыкова Х. М. 81 х 144 № 1655
И размер разный, и небо на картинах разное, и разница в деталях малозаметная, но есть. Выше приведена, что знаменательно, именно калмыковская копия. Спасибо друзьям за помощь в уточнении.