callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Корабль-призрак.

Денис Лопатин нарисовал адмирала Прайса для предполагаемой обложки повести «Клад и другие полезные ископаемые». Я запутывал художника советами и мелочными замечаниями, но, в общем, адмирал получился красавец, что надо!
Но, по замыслу Дениса, позади адмирала ещё маячит кораблик, на котором адмирал пришёл в Петропавловск в 1854 году – фрегат «Президент». Her Majesty’s Ship – HMS President.
Он-то, «Президент», и есть корабль-призрак. Потому что у нас есть отличные картины с фрегатом «Аврора», есть несколько картин с фрегатом «Pique», есть достоверные изображения кораблей «Forte», «Eurydice», «Obligado», большая фотография парохода Virago – практически всю камчатскую тусовку 1854 года можно собрать в альбом; но ни один маринист Владычицы Морей, похоже, не потрудился изобразить «Президента». Корабль, между прочим, уникальный, не серийной постройки. Забегая вперёд: кое-что я накопал – это будет под катом (и на картинки надо кликать, чтобы они увеличились). Но для начала кратенько напомню историю фрегата.
История начинается в не в Англии, а в Америке, где на исходе XVIII века построили серию революционно новых фрегатов. От английских они отличались удлинённым корпусом, усиленной архитектурой и толстым «броневым поясом» из прочнейшего дерева, от которого часть ядер попросту отскакивала. За это качество фрегаты прозвали “Ironsides” – железнобокие; такое прозвище носил некогда Кромвель, так называли потом и решительного человека, не знающего преград. Пушек на американских железнобоких было поменьше, чем на английских фрегатах, зато парусов побольше. выше скорость и маневренность. Всего в этой серии было шесть кораблей. (USS – United States Ship)
1 - U.S.S. United States, a 44-gun Frigate built in Philadelphia and launched on May 10, 1797.
2 - U.S.S. Constellation, a 38-gun Frigate built in Baltimore and launched on September 7, 1797.
3 - U.S.S. Constitution, a 44-gun Frigate built in Boston Massachusetts and launched on October 21, 1797.
4 - U.S.S. Chesapeake, a 38-gun Frigate built in Gasport, Virginia and launched on June 20, 1799.
5 - U.S.S. Congress, a 38-gun Frigate built in New Hampshire and launched on August 15, 1799.
6 - U.S.S. President, a 44-gun Frigate built in New York and launched on April 1, 1800.

Из всей этой когорты до наших дней дожила непобедимая «Конституция», «Old Ironside», она восстановлена и выходит в море по большим праздникам, и старые пушки салютуют американскому народу.
Что до «Президента», ему, после многих славных дел, не повезло в 1815 году угодить на мель, и четыре британских корабля отыгрались на нём, превратив в решето. Этот славный бой – четверо на одного – был увековечен англичанами на наградных планках к медали, также и на живописных полотнах; с не меньшей гордостью его запечатлели и американские художники.

Восстановлению захваченный фрегат не подлежал, но английские корабелы детально изучили его конструкцию, сняли чертёж и начали в 1824 г. строить свой фрегат, по образу и подобию.
Подобие было спущено на воду 20 апреля 1829 года и названо - … конечно, “Президент!” Вопрос: в Америке понятно, но какие в Англии могут быть президенты? Тем не менее, первый фрегат с таким названием служил в RN – Королевских ВМС – с 1646 года; «Президент» 1829 года был пятым носителем имени, и далеко не последним.
Корабль получился хороший, унаследовал от прототипа не только имя, но и ходкость, а пушек нёс и того больше. Служил во флотах (по-тогдашнему, станциях) Северной Америки, Вест-Индии, Южной Африки, Южной Америки, нередко исполняя роль флагмана, перевооружался и переоснащался. По нескольку лет, бывало, простаивал без назначений. И вот, в 1853 году, в канун неизбежной Крымской войны, стал флагманом адмирала Прайса и флота западного побережья Америки и Тихого океана. И законно возглавил англо-французскую эскадру, явившуюся к сентябрю 1854 года в Петропавловск-Камчатский. Бомбардировка Петропавловска и десантная операция закончились славной российской победой и тяжелыми потерями для англичан и французов. (Адмирал Прайс, предвосхищая неудачу и бессмысленные жертвы, застрелился до начала сражения.) Следующей весной «Президент» снова пришёл к Петропавловску, с более сильной эскадрой, взять реванш – но сражение не состоялось за отсутствием русских… До 1857 года фрегат продолжал службу в Тихом океане, потом ещё три года был кораблём резерва в Чатеме и, наконец, стал учебным судном в Лондоне, в Вест-Индийских доках. Продан на слом 7 июля 1903.
Не вина исправного служаки корабля, так уж получилось, что на его долю пришлось только одно настоящее сражение, притом такое, которого Британия стыдится. И когда американский историк кораблестроения Howard Irving Chapelle в 1949 году решил воссоздать образ замечательного фрегата – изображений он не нашёл, был вынужден воспользоваться чертежами, по которым корабль строили. Чертежи дают размеры, обводы корпуса, но ничего не говорят о рангоуте, о форме кормы с адмиральским салоном, об украшениях (которые английские судомоделисты называют словом «gingerbread» – «пряник»). Пришлось Чапелу заимствовать парусный план у Президентовой «тётки», «Конституции», которая по молодости ещё носила трюмселя – пятый «этаж» парусов.
Британский "Президент" по Чапелу:

Вот паруса "Конституции" наполеоновских времён:

Ну, паруса – это дело переменчивое, а вот три фотографии «Президента», в бытность его учебным судном в Вест-Индийских доках, появились в сети. Две из них происходят из Национального Морского музея в Гринвиче: третья, вероятно, тоже. Сделаны около 1880 г. (В одном источнике указано: December 1, 1879. То есть, фото на 50-летний юбилей.
На первой «Президент» стоит вдали - длинный, с белой полосой. Да, он почти без мачт и под крышей – по сути, плавучая казарма. Он никуда не ходит, но у него есть команда и капитан. (Из биографии корабля: 1 August 1879- 14 January 1880 - Commanded by Commander Noel Stephen Fox Digby, drill ship for Royal Naval Reserve, West India Docks.)


Нос корабля! Обратите внимание, видна носовая фигура.

Я встретил указание, впрочем, без претензий на достоверность, что якобы фигура английского фрегата изображала американского президента Джона Адамса. Не похож. Если только Джона Куинси Адамса – ведь он и был у власти в 1829 г. Но президент носовой фигуры гораздо длинношеее и кудрявее. Да, в молодости Дж.Ку.Адамс тоже имел шевелюру; но не носил бакенбардов и не был президентом.

Вчера только узнал потрясающую новость: в библиотеке Йельского университета хранятся рукописные дневники Дж.Н. Дика, служившего на «Президенте» с 1853 года помощником врача.
http://hdl.handle.net/10079/bibid/10218646
И просто локти кусаю; как бы прочесть этот важнейший документ? Французский врач Анри Геро уже раскрыл нам подробности смерти адмирала Прайса; что-то расскажет его английский коллега? Много неясностей в истории того похода и сражения, а уж кому и доверять, как не врачам. Кстати, в дневнике Дика есть и рисунки. Полцарства за сканы!

Но вот что у меня есть (благодаря любезности поэта и правозащитника Н.Е.Горбаневской, ng68, приславшей мне эту книгув дар из Парижа: Jean René Maurice de Kerret “Journal de mes voyages autour du Monde (de 1852 à 1855) “, автор публикации Tugdual de Kerros, 2004) - рисунки француза, бретонского графа Рене Мориса де Керре, он был художником на французском фрегате Forte, не военным и не профессиональным моряком. Сухопутные пейзажи давались ему куда лучше морских батальных сцен. Технической точности в изображениях кораблей, увы, нет, зато есть патриотизм: на большинстве рисунков корабли именно французской партии. В бою фрегат «Президент» можно узнать по адмиральскому брейд-вымпелу – красный крест на белом полотнище. А где носовая фигура? А что за чёрные крючья торчат по бокам носа? А, да, – это ж якоря. По пути в Петропавловск белую полосу на борту закрасили чёрным – это подтверждают и рисунки.


Tags: Изонаходки, История, Петропавловск, Разыскания
Subscribe

  • В храме был

    В Морском Соборе Петропавловска-Камчатского. (15 мая это было.) Я не религиозный, в собор пошёл по делу: мне сказали, что там на стенах доски с…

  • Крест над обрывом - 2

    Про то, как я углядел на Никольской сопке деревянный крест МОЖНО КАРТИНКИ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ Я заметил его случайно, осматривая гребень сопки в…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments