callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Тмуторокань. Главы 9-10

Глава 9. ОТМЩЕНИЕ ОЛЕГА НЕРАЗУМНЫМ ХАЗАРАМ

Всеволод в 1080 году назначил в осиротевший Тмуторокань не князя, а посадника — боярина Ратибора. (Этот боярин вел большую переписку, о чем свидетельствуют восемь найденных по разным городам свинцовых печатей с надписью “От Ратибора”). Между тем, на Руси имелись и князья, лишенные наследных владений, князья-изгои, которым очень хотелось покняжить, поиздавать указы, пособирать налоги, поставить дружину на довольствие с трехразовым питанием. Для них назначение в богатый город какого-то Ратибора было просто вызовом.
И вот два князя-изгоя, Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич, нагрянули в 1081 году в Тмуторокань. (Помните князя Ростислава, отравленного коварным котопаном и похороненного в тмутороканском храме Богородицы? Володарь был его сыном и мог считать себя законным наследником отчего престола — тмутороканского княжения). Ратибора они арестовали и сели княжить.
Тем временем в Константинополе, куда сослали Олега, переменилась власть, в 1081 году императором стал Алексей Комнин, свергнув Ниикифора. Есть веские предположения, что Алексей привлек Олега на службу, дав ему в подчинение русскую гвардию, служившую в Константинополе, и направив на Родос сражаться против норманнов. И наверное, император же сосватал Олегу в жены аристократку Феофанию из рода Музалон. Из четырех лет, проведенных “в греках”, два лета и две зимы Олег жил на острове Родос, как о том сообщает русский паломник игумен Даниил. А потом император помог Олегу вернуть Тмуторокань.
И вот в 1083 году “прибыл Олег из грек в Тмуторокань и схватил Давыда и Володаря Ростиславича и сел (княжить) в Тмуторокане. И иссек хазар, которые были злоумышленниками убийства брата и его самого, а Давыда и Володаря отпустил”. Так отомстил Олег неразумным хазарам (кто бы они ни были), что больше хазары в русских летописях не встречались.
Какой благодарности ждал император Алексей от Олега? Во-первых, ему нужна была нефть, источники которой еще Константин Багрянородный указывал в окрестностях Таматархи и в Зихии. Нефть была нужна для приготовления “греческого огня”, страшного византийского оружия, а малоазиатские источники как раз захватили турки. В Тмуторокане же археологи в слоях IX-XII веков находят множество черносмоленых сосудов со следами нефти таманской и керченской. Поскольку великий князь Всеволод и Владимир Мономах не желали признавать Алексея Комнина законным императором, то Олег был как раз кстати.
О следующих десяти годах Олега летопись молчит. Сидел Олег сам себе великий князь, чеканил свои серебреники с надписью “Ги помози Михаилу” (то есть “господи, помоги Михаилу” — таково было христианское имя Олега), чеканил и монеты по византийскому образцу (нумизматы их называют “варварскими подражаниями”). На Руси чеканка монет была исключительной привилегией киевского князя, в Византии — императора. Так что Олег не считал себя вассалом ни того, ни другого. На свинцовой печати Олег именует себя “Михаил, архонт Матрахи, Зихии и всей Хазарии”.
Матраха — это новомодное название Тмутороканя. По-гречески он назывался “Таматарха”, но с веками греческие грамотеи стали принимать первый слог за артикль “та” и писать его отдельно: “Та Матарха”. Получилось точно как в стихах Винни-Пуха:
“Молчит этажерка, молчит и тахта,
У них не добьешься ответа,
Зачем это ХТА обязательно ТА,
А ЖЕРКА, как правило, ЭТА?”
“Да низачем,”— решили греки и стали обходиться без “артикля”. Встречаются написания “Матарха”, “Матраха”, “Матерха”. Хотя в греческих епархиальных списках до XV века сохранилась “Таматарха” (и даже “Тюматарха”).
Найдены и личные печати Феофании, вероятно, Олеговой жены, с надписью: “Господи, помоги рабе твоей Феофано, архонтиссе России, Музалониссе”. Правда, найдены они не в Тмуторокане, а на территории Византии, но ведь печати и служат для скрепления посланий. “Россия” может означать одну из областей Тмутороканского княжества, наряду с Зихией и Хазарией, упомянутыми на печати Олега. Но может, все догадки относительно Олеговой свадьбы ошибочны, Феофано Музалон — не его жена, и “архонтисса России” переводится просто как “русская княгиня”. (Так и Владимир Мономах, и Давыд Игоревич на своих грекоязычных печатях именовались “архонтами России”.)
Десять лет Олег не вмешивался в русские дела, но все десять лет его киевским дядькой и черниговский кузен держали ухо востро. Когда Олег “вступал во злат стремень во граде Тьмуторокане, то слышал этот звон... Ярославов сын Всеволод, а Владимир всякое утро петли ворот закладывал в Чернигове”. Это цитата из “Слова о полку Игореве”. Там же Олег назван “Гориславичем”. Вероятно, прозвище дал Боян, приближенный певец самого Олега. Но “Слово о полку...” подразумевает другое горе — горе Русской земле от Олеговых походов, когда он “мечом крамолу ковал и стрелы по земле сеял”... Что было, то было. Но ведь и хваленый Владимир Мономах вел себя точно так же! А летопись всех собак вешает на Олега. Потому что потомки Мономаха эту летопись и редактировали.
В 1093 году Всеволод умер, киевский престол справедливый Мономах уступил Святополку Изяславичу. В 1094 году Олег вышел из Тмутороканя с большим половецким войском и осадил Мономаха в Чернигове. И миролюбивый Мономах по доброй воле (это сам Мономах так пишет) уступил Олегу Чернигов. (В то же лето на русские поля налетела дотоле не виданная тварь — саранча. И все поела). И с той поры Тмуторокань в русских летописях не упоминается.
Всю оставшуюся жизнь Олег воевал со своим кузеном и кумом Мономахом — то заодно, то против. Всю жизнь водил дружбу с половцами, женил на половчанке своего сына Святослава (который и рожден был тоже половчанкой). В Чернигове сразу не удержался, метался с дружиной из города в город, но княжеский съезд в Любече (996 г.) закрепил Черниговщину за Святославичами — Давыдом, Олегом и Ярославом. Умер Олег в 1115 году.
Историк В.Н.Татищев, имевший у себя в XVIII веке ныне утраченные источники, писал, что в 1113 году Олег владел и тмутороканской землей. Но как догадался А.Л.Никитин, Тмуторокань наверняка был не один. Еще ведь и Гермонасса была в свое время не одна, и Херсонес, и Боспор. А вспомните Переяславли, Новгороды, Владимиры, Ростовы. Есть в Русской земле свои Корсуни и Белые Вежи (хотя давно уже нет городов-протонимов, давших им имена). Одним из Тмутороканей Никитин считает болгарский город Тутракан. Другой вычисляет где-то близ границ черниговских земель. Сам В.Н.Татищев предполагал место Тмутороканя в рязанской земле. Возможно, такой “Тмуторокань-2” и упоминается Татищевым в 1127 году, когда Всеволод Ольгович выгнал из Чернигова своего дядю Ярослава и дружину его “изсече и разгроми; а Ярослав иде во Тмуторокань, а оттоле в Муром”. И после того Тмуторокань отошел якобы к Ярославу, младшему из братьев Святославичей, князей тмутороканских, умершему в 1129 году.
Потомки Владимира Мономаха — Мономашичи — воевали с потомками Олега — Ольговичами. В этих усобицах прошел весь XII век. Вот еще какой случай рассказал В.Н.Татищев. В 1141 году Игорь и Святослав Ольговичи посоветовали юному внуку Мономаха, Изяславу Мстиславичу, знать свое место: “Не шуми, сверчок, за печкой!” (Полагаю, Изяслава назвали “Изок”, что и означает “сверчок” или “кузнечик”). Изяслав не внял совету и победил втрое превосходящее войско Ольговичей. “От чего пословица прошла: “Сверчок тьму таракан победил””. Для меня это значит, во-первых, что “Тмуторокань” было прозвищем Ольговичей, а во-вторых, что насекомое таракан уже тогда называлось тараканом. Отчего и название города казалось смешным.
А город Тмуторокань в начале XII века перестал существовать как русский город. Под 1117 годом Ипатьевская летопись сообщает, что на Русь пришли беловежцы (и Белая Вежа на Дону пришла в упадок, превратившись в половецкое зимовище). Вероятно, и Тмуторокань был покинут основной частью русского населения. Это были первые русские беженцы с Кавказа.
Глава 10. ТМУТОРОКАНЬ, ПОКИНУТЫЙ РУСЬЮ

Ученый-византинист Г.Г.Литаврин собрал много фактов за то, что Тмуторокань отошел к Византии. Так, ритор Мануил Стравороман, когда восхвалял заслуги императора Алексея Комнина, то поздравил его и с приобретениями на Боспоре Киммерийском. (Даты нет, но так как умер Алексей в 1118 году, то приобретения имели место несколько раньше.) Другой факт: трапезундский дука Георгий Таронит пресек рэкет мелитинского султана Данишмеда, от которого страдали, в числе прочих, и “греческие города между Танаисом и Меотидой”. То есть как раз на территории Тмутороканского княжества. И было это не позже 1105 года. В 40-х годах того же века поэт Иоанн Цец писал о “стране матрахов” как об одной из окраин империи. Вывод очевиден: по отбытии Олега (сразу или позже? по уговору или на халяву?) Тмуторокань достался грекам.
Теперь город именовался Матраха, Матрика, Матрега, и его экономика после некоторого упадка в русское столетие снова стала оживать.
В 1154 году был закончен географический труд араба Ал-Идриси “Нузхат ал-муштак фи хтирак ал-афак”. (Я передаю арабское название, потому что слишком по-разному его переводят на русский. Вот три варианта: “Услада путешествующих вокруг света”— по Б.А.Рыбакову; “Развлечение истомленного в странствии по областям”— по А.Б.Снисаренко; “Размышление страстно желающего странствовать по землям”— по В.М.Бейлису. Выбирайте.) Вот что мы можем оттуда почерпнуть.
“Город Матрика, название которого передается и как Матраха, большой и населенный, имеет множество областей (акалим), обширные земли, благоустроенные селения, посевы... Он находится на реке, называемой Сакир.”
“От устья реки Русийа до Матрахи 20 миль. Матраха — вечный город, существует с древних времен, и неизвестно, кто его построил. Здесь есть виноградники и поля. Его владыки (мулук) мужественны, благоразумны и решительны, их почитают по причине их отваги и их власти над теми, кто соседствует с ними. Это большой город со множеством жителей, с процветающими округами, в нем имеются рынки и собираются ярмарки, посещаемые людьми из самых дальних соседних стран и из ближайших округов”.
(В другом переводе о место о владыках звучит так: “Его князья известны под названием Олуабас и прославлены благодаря силе, смелости и их воинственности и являются очень грозными для их соседей”. И есть даже гипотеза, что “Олуабас”— это Ольговичи. Но тот перевод, оказывается, сделан с французского перевода 1840 года, и возможен эффект “испорченного телефона”, так что разумнее доверять переводу В.М.Бейлиса, приведенному выше.)
На реке Русийа Ал-Идриси помещает одноименный город: “Город Ар-Русийа, что на большой реке, текущей к нему с гор Кукайа”. (Т.е., с Кавказских.) “От города Матраха до города Ар-Русийа 27 миль. Между жителями Матрахи и жителями Русийи постоянная война”.
Сам Идриси не бывал на Тамани. Писал он свой труд в Палермо, на Сицилии, сводя воедино рассказы купцов, справочники-дорожники, труды предшествующих географов. Дошла до нас и карта, на которой крупно и подробно показана Сицилия, помельче — берега Средиземноморья, а чем дальше к краям, тем фантастичнее. Матраха и вся Русь оказались в левом нижнем углу карты (на карте север — внизу). Азовского моря нет совсем (соответственно, Крым — не полуостров). Керчи на месте нет. Поэтому многие ученые считают, что это Керчь называлась именем “Русийа”. Не верьте. Вон я вижу на карте город выше по течению реки Русийи и угадываю в мелких буквах “Карус” (буквы на карте латинские). Греки называли Керчь и “Боспор”, и “KoruzoV“ [Корюцос], русские — “Оспор Корчев град”, итальянцы — “Воспро” и “Черкио”. С какой бы стати — “Русийа”? Река Сакир, видимо, должна означать рукав Кубани, но на карте ее нарисовали рукавом Волги, а по изгибу похоже на Дон. Само же название “Сакир” напоминает и хазарское “Самкерц”, и таманский гидроним “Сокур” (который, как говорят, остался еще от древних синдов).
Быть может, сведения о постоянной войне Матрахи с Русией заимствованы Идриси у географов IХ-Х веков. Другой вариант: Матраху византийцы контролировали, а Русия не желала им подчиняться, вольная крепость, охочая до разбоя. Третий вариант: Матраха и Русия — одного поля ягоды, а их война — местные разборки. Византийский император Мануил Комнин (по отчеству он был бы Алексеевич), который, помимо прочих титулов, именовал себя “государем зикхийским и хазарским”, заключил в 1165 году с генуэзскими купцами договор, так называемый “хрисовул”, что переводится “золотая печать”. (Точно такой же договор в 1169 году был заключен с венецианцами, а в 1192 году эти договоры перезаключил новый император Исаак Ангел, не отказавшись ни от одного слова.)
“Да смогут генуэзские корабли спокойно торговать во всех областях нашего владычества, за исключением Руссии (России, Русии) и Матрахи (Матрики), если только моим величеством не будет дано на то специального разрешения”.
Император, стало быть, числил Матраху и Руссию областями своего владычества, но держал на особом положении. Может, ради монополии нефтеторговли, а может, учитывая какие-то интересы тамошних князей, не знаю.
Кто были эти князья, неизвестно. У меня впечатление, что их дружина, по национальному составу сборная, могла унаследовать традиции и название русской дружины. Не такие ли вот “руссы” еще и в XII веке совершали набеги на Каспий? Один из походов описан Хакани около 1175 года, когда руссы на 72 кораблях напали на Ширван, на малое время заняли Шемаху, проникли на Куру, дошли до Лемберана и острова Руинас у Сари (все эти названия вы найдете на карте современного Азербайджана). Эдакие “протоказаки”, предтечи Стеньки Разина...
Tags: Архив, История, Разыскания, Тмуторокань
Subscribe

  • Это песня

    По саванне гуляет лирический слон, Величавый, развесистый слон. Весом тела семи с половиною тонн, Грациозен и очень умён. А вокруг скачут зебры,…

  • ТУРИСТЫ

    В пятницу с Альдебарана Прилетели два барана. Погуляли в зоопарке, Заглянули в супермаркет, Общипали весь газон (Благо, летний был сезон). Так ничем…

  • Лайки лайке

    Автограф моей лайки (Кобель, 4 года) Собирает лайки Собачьего народа. И в этом сучьи дети Пример и мастер-класс - Изобрели соцсети Гораздо раньше…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments