callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Тмуторокань. Главы 13-14.

Глава 13. ТИМУР. ТУРКИ.
В 1395 году из Ирана пришел “Железный хромец” Тимур. Он разбил войско Тохтамыша на Тереке, разграбил Кафу в Крыму, затем пошел было на Русь, но, к счастью для Руси, раздумал, разорив один только город Елец. Как уверяют русские летописи, Темир-Аксака (то есть, Тимура) отвратило от Руси вмешательство Богородицы. Так или иначе, Тимур поворотил на юг, в донские и кубанские степи, взял Тану (Азов). Злодеи уничтожали всех неверных, а то и верных; черкесы, убегая, жгли степи и этим все-таки остановили Тимура где-то на Кубани. Оттуда гулямы повернули грабить и резать Осетию, Дагестан, Астрахань. После ухода Тимура хозяевами степей остались татары Едигей и Темир-Кутлук, верные тимуровцы. Именно Едигеева орда положила конец существованию древнего Херсонеса-Херсона-Корсуня.
Дошло ли Тимурово войско до Матреги? Даже если нет, то все равно пострадал разоренный “генуэзский путь”.
Придворным историком Тимура был перс Хафизи Абру, в географическом сочинении которого упомянут и наш город под названием “Таман” (А лет за сто до него это название встречалось у араба Абу-ль-Фиды. Подробностей не знаю, ибо эти авторы на русском не изданы). Видимо, это название сохранилось в тюркском обиходе с давних хазарских времен (см. главу 3 настоящего реферата). А вскоре оно стало основным.
Некоторая стабильность в тмутороканском регионе наметилась было, когда Хаджи-Гирей основал Крымское ханство. Генуэзские колонии были в поре расцвета. Но весной 1475 года на кафинском рейде появилась армада (300-350 кораблей) под командованием Гедик-Ахмед-Паши, визиря османского султана Мухаммеда Второго. При поддержке татар с суши турки взяли Кафу в 3-4 дня. Очень быстро были захвачены все генуэзские колонии на территории Крымского ханства. Дольше других держались Чембало и неприступная Солдайя, взятая голодной блокадой. (Остатки стен Чембало я трогал своими руками, а в Судаке крепость даже отреставрирована туристам на радость.)
Последним владетелем генуэзской Матреги был уже упомянутый Заккария Гизольфи (он же Захарий Гвизольфи или Гуйгурис. Я потому указываю разные варианты имени, что не могу пока добраться до первоисточника сведений). [Upd. Теперь-то нетрудно уточнить, хотя бы в Википедии: "De Ghisolfi (also known as de Guizolfi, de Gisolfi, Guigursis, Guilgursis and Giexulfis) was the name of a Genoese-Jewish family prominent in the late Middle Ages and the early Renaissance."] После захвата его владений турками Заккария жил в Кафе, обращался оттуда за помощью в Геную и к русскому великому князю Ивану III. Иван посылал Заккарии приглашения на службу (он ценил просвещенных итальянцев, вспомните хотя бы Аристотеля Фьораванти, строителя кремлевских храмов). Но переезд не состоялся, как говорят историки, по религиозным обстоятельствам. (Читай прилагаемые “Подробности”). В Тамани найден вырезанный на каменной плите дворянский герб. Дата на камне есть — 22 мая 1474 года, а девиз и имя отколоты. Не Заккарии ли Гвизольфи этот герб?
Закончилась генуэзская эпоха Причерноморья. В утешение генуэзцам Христофор Колумб, которого они считают земляком, вскоре открыл Америку (1492).
Впрочем, еще в начале ХХ века на юге Крыма жили “одичавшие” потомки генуэзких колонистов, которые говорили на сильно испорченном итальянском и называли себя “дженовезе” (то есть, “генуэзцы”).

Турецкий период истории Тамани — белое пятно в моем реферате. Те упоминания, которые мне встречались, связаны в основном с нападениями на город черкесов и казаков. Причем существует путаница, кто из них был кем (путаницу я вынесу в раздел “подробности”).
В 1557 г. города Темрюк и Тамань брали какие-то “пятигорские черкесы” (на время). О разрушении Тамани казаками сообщает Павел Алеппский, проезжавший теми местами в 1654 году в свите своего отца — сирийского патриарха Макария. В 1656 году Тамань взяли ночным ударом донские казаки. На казаков сетовал и “префект Кафы” Эмиддио Дортелли д'Асколи в своем “Описании Черноморья и Татарии”, составленном в 1634 году: “Если Черное море было всегда сердитым с древних времен, то теперь оно несомненно чернее и страшнее по причине многочисленных “чаек” (казацких судов), все лето опустошающих море и сушу”.
Не знаю, почему этот Эмиддио Дортелли назвал себя “префектом Кафы”, вообще-то он был миссионером. Вот его рассказ о Тамани.
“Тамань или, как пишут карты, Мадрика, составляет крайний предел с той стороны Азии. Построенная генуэзцами, она состоит теперь под управлением кафского паши, помещается на острове и называется Островом в начале Чиркасии, обойти который можно в один день по морю и двум рекам. Внутри города находятся два замка, взаимозащищающиеся со стороны материка, стоящие недалеко, даже близко один от другого, но построены и расположены они так искусно,что не могут стрелять друг на друга, так как один смотрит прямо, а другой в сторону. Два года тому назад в этом городе по случаю дождей сделался обвал; под землей найдено неколько исполинских тел. Это зрелище было показано султану, единоутробному брату нынешнего хана, возвращавшемуся из Чиркасии. Султан пожелал в знак памяти отвезти в Татарию плечевую кость, от локтя до плеча длиной в четыре пальмы, которую нельзя было обхватить двумя большими руками и весившую 18 ок; око — два с половиной наших фунтов, значит, вес этой кости равнялся 54 фунтам. Хан приказал повесить ее на толстой веревке над дверью своего сераля; я сам с большим трудом поверил бы этому, если бы не видел своими глазами”.
Кроме великанских костей, Дортелли упоминает еще только “масло, по большей части нагружаемое в Тамани или Мадрике — главный порт Чиркасии, подвластный турецкому падишаху и управляемый кафским пашой,— это масло привозится из скифской Татарии”.
В 1711 году в Тамани побывал французский путешественник Ламотре, он сообщал, что большая часть его жителей состояла из армян, грузин, мингрельцев и черкесов. На стенах турецкой крепости Ламотре видел остатки гербов генуэзских консулов, как в Кафе.
К концу турецкого владычества относится описание Тамани, данное немецким профессором И.Э.Тунманном в книге “Крымское ханство” (правда, книга выщла в свет несколько позже — в 1784 году).
“Остров Тамань. Он лежит вдоль Каффинского пролива, который поэтому турками называется также Тамань-Богази, и образуется этим проливом, Черным и Азовским морями и Кубанью. Он назывался прежде Фанагорией по находившемуся на нем одноименному городу. В хазарский период он получил название Томатархан, из чего русские сделали Томуторохань или Тмутарахань, греки — Таматарха, наконец Матраха, итальянцы — Матерка и Матрига; арабы и османы дали ему имя Тамань. Татары называют его Ада (остров); местные жители — Мантана. Он очень горист, высок и крут...”
“Город Тамань. Он лежит на берегу Каффинского пролива приблизительно на расстоянии ружейного выстрела от воды. Море там так мелко, что могут приставать только малые суда. Город невелик, плохо построен, окружен старой, разрушенной каменной стеной и защищен не менее разрушенным замком. Он впервые упоминается в истории Юстиниана II в 703 г. под названием Томэ. Впервые называет его Таманью Абульфеда. В те времена, когда в этих местах торговали генуэзцы и венецианцы, город был в очень цветущем состоянии. После того же, как он попал под владычество османов и крымцев, он пришел в сильный упадок. Османы держали здесь гарнизон и делили с крымским ханом таможенные пошлины пополам. Торговля и теперь еще значительна, так как и кубанские черкассы, и ногаи, и казаки привозят сюда продукты со всей страны. У берега постоянно находится много судов, которые перевозят в Крым путешественников, приходящих в Крым со стороны реки Кубани. Жители большею частию ясы, остальные — армяне, евреи, греки, турки и т.д.”
Вся тмутороканская история у Тунманна изложена кратко и толково, начиная с финикийцев. Некоторые неточности, ошибки в датах естественны: на то она и история.

Глава 14. ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОЙ ДЕРЖАВЫ. АРХЕОЛОГИЯ ТМУТОРОКАНЯ
Наконец, в 1771 году в ходе войны с турками Тамань взяли русские войска. Вскоре, правда, покинули, но ненадолго, и в 1773 году Тамань была присоединена к России с прочими землями Крымского ханства. В городе был размещен гарнизон, военные принялись окапываться, перебирать турецкую крепость, собирать по округе известняковые и мраморные камни для постройки офицерских домов — вот так и началась таманская археология. К этому времени и к этой фразе я еще вернусь после того как кратко завершу исторический очерк. В 1792 году императрица Екатерина II дала настоятельное разрешение селиться по Кубани казакам, оставшимся бомжами после разгона Запорожской Сечи. (Поэтому сейчас Тамань — станица. Иначе она называется Таманская, ведь все станицы называются прилагательными).
В 1837 году в Тамани побывал в пути на Кавказ М.Ю.Лермонтов. И герой того времени Печорин назвал Тамань “самым скверным изо всех приморских городов”. Напомню, Печорин там с трудом нашел, где переночевать, ничего не ел, да еще влип в историю с контрабандистами, по каковой причине чуть не утонул и лишился пистолета и шашки.
В Крымскую войну 1853-56 гг. в Керченский пролив заходили корабли англичан и французов, бомбардировали Керчь. В ту войну была разрушена и впоследствии заброшена Суворовская крепость Фанагория (в двух верстах от Тамани, упоминалась и М.Лермонтовым).
Поход Таманской Армии в 1918 году описан в романе А.С.Серафимовича “Железный поток”.
В период Великой Отечественной Войны Советского Союза здесь пролилось столько крови, что предыдущие три тысячи лет просто бледнеют...
Теперь, после распада Советского Союза, Тамань остается, наверное, самым древним городом России, существование которого никогда не прекращалось. (Правда, есть еще Дербент, возраст которого на винной пробке указан 5000 лет, древнее Каира и Вавилона... Не знаю, не знаю.)
Возвращаемся в конец ХVIII века. Когда Тамань перешла от турок к России, в городе был размещен гарнизон. Военные принялись окапываться, перекладывать турецкую крепость, собирать по округе камни для постройки офицерских домов и для получения извести — вот так и началась таманская археология. Приложил свою руку и полководец А.В.Суворов, который в 1787 году построил небольшую фортецию прямо в центре древнерусского городища; материалом для строительства, конечно, послужил культурный слой. (С другой стороны, мудрый полководец запрещал самовольную разборку древних сооружений и торговлю древностями.)
В 1792 году был найден знаменитый тмутороканский камень с надписью князя Глеба. Не каждому алмазу выпадает столько приключений, как этому куску известняка. Уже Глебу камень достался “БУ”, причем треснутым, а в античные времена он служил подножием статуи. Где он был помещен при Глебе-неизвестно. Генуэзцы использовали его для постройки крепости. Какой-то турок рассердился, увидев перед надписью крест, и сбил его точным ударом. При разборке крепости камень обнаружили русские солдаты и сделали из него порог офицерского дома. Находкой заинтересовался искатель древностей А.И.Мусин-Пушкин и решил показать императрице Екатерине. Корабль,
на котором повезли реликвию, занесло штормом в Стамбул, но все же он добрался до Севастополя, откуда камень привезли в Николаев. Тем временем Екатерине представили рисунок камня, она посмотрела и распорядилась: «Положьте где взяли». Камень вернулся в Тамань. Там он украшал собой церковную ограду, потом был помещен в прицерковный лапидарий. А в 1832 году снова отправился в путешествие – в Керчь, а уж в 1851 году – в Санкт-Петербург. Там он и хранится в Эрмитаже. (Но в экспозиции я его что-то не выдел).
Кроме исторических и «туристических» перипетий, тмутороканскому камню еще довелось быть предметом двухвековых споров о его подлинности. Со своей беспрецедентной надписью он стал камнем преткновения для тогдашних наук, а потом закладным камнем новой науки — русской эпиграфики. С ее развитием постепенно находятся аналоги и параллели каждому слову, каждой букве и всей надписи в целом. Так что камень — подлинный осколок древнерусского Тмутороканя.
Других древнерусских находок пришлось ждать долго. Ведь за две с половиной тысячи лет жизни города только один век он принадлежал древней Руси. Зато античность так и перла из земли. По весне, когда почва раскисала, местные жители добывали из недр камни. Даже обычный грозовой ливень вымывал зеленые бронзовые монеты и керамику. Бывало так, что камень с греческой надписью выбрасывало на поверхность извержение грязевого вулкана. Обвал горы на берегу Ахтанизовского лимана в конце ХVIII века обнажил статуи богов Санерга и Астары — знаменитый монумент царицы Комосарии. По приказу генерала Вандервейде — тогдашнего тамошнего командующего — раскапывались скифские курганы в поисках золота.
В 1800 году в Тамани был англичанин Кларк. Он очень страдал от множества комаров и от лицезрения археологического варварства. Крепость Фанагорию Кларк называл “гробницею барельефов и надписанных камней”. Известняк и мрамор жгли для получения извести. Кларку удалось спасти от разрушения несколько древнегреческих мраморных изваяний и надписей, и впоследствии эти предметы хранились в вестибюле публичной библиотеки Кембриджского университета. (Век назад они еще были там, теперь — не знаю.)
Не удержусь пересказать романтическую историю раскопок казака Тарапенко (хоть никакого научного интереса в ней и нет).
В 1819 году 16-летний Алексей Иванов Тарапенко, проживавший в ст.Темрюк, увидел сон. Сон снился трижды и содержал подробную инструкцию: Алексею приказывалось идти в старую турецкую крепость, что в Тамани, и там копать землю, непременно вчетвером, и “познать вещи и деньги”. Показано было и место, и даже два склепа из тесаного камня, наполненных драгоценными вещами. Обо всем Алексей тогда же рассказал своему отцу, проживавшему в Тамани, но исполнять указания не спешил. В 1824 году, в великий пост, Алексею явилось новое видение, с упреками и повелением приступить к работе. И после пасхи отец и сын Тарапенки с двумя товарищами начали копать в указанном месте и через пару недель, направляемые новыми видениями, нашли сперва большой глиняный кувшин с двумя ушками, потом три резные камня и в середине их статую высотою в аршин с четвертью, а спустя еще пять дней — ход под крепостью. (Все находки, конечно же, были предсказаны в снах.) Несколько позже в этом ходе были найдены загадочные предметы посуды из светлого металла; куда они потом исчезли — неизвестно.
Тарапенко был человек трезвый, честный, по-своему набожный. Когда начальство выделило ему помощников для раскопок, он воспротивился: “В снах такого не было, да и богохульники оне”. О раскопках прослышал командующий кавказским корпусом генерал-адъютант Розен и решительно воспретил не только продолжать работы, но и даже вести разговоры о сокровищах и находках. Несмотря на это, есаул Пуленцов заявлял перед начальством, что “Алексей Тарапенко, по своей воздержанной жизни, мог сподобиться божественного откровения”, и ходатайствовал о продолжении работ, обещая безвозмездно предоставлять все находки. В ответ новый командующий корпусом генерал Головин подверг есаула взысканию.
Тарапенко умер, Пуленцов же тайком и урывками продолжал копать. В 1845 году рабочие нашли средней величины аттическую вазу с золотыми боспорскими монетами. Так как есаула рядом не оказалось, ваза тут же была разбита, и монеты поделены. И было бы шито-крыто, если бы не свидетель — один казак (он лежал в траве на косогоре и крикнул: “А я всё видел!”). Двадцать одну монету вручили Пуленцову, а он, бескорыстная душа, отдал их за бесценок начальству. Сам же продолжал работы еще лет пять, пока не умер.
В книге К.К.Герца, откуда я почерпнул эту эпопею, названы фамилии и других таманских археологов: А.Б.Ашик (раскопки 1836-41 гг.), Д.В.Карейша (до 1843 года), Р.А.Бегичев (1852-55 гг.) — последний раскапывал скифские курганы под спонсорством графа Л.А.Перовского. Если курган не сулил “вещественной корысти” (прежде всего, золота), его бросали копать и переходили к другому. В 1868 году начал раскопки востоковед В.Г.Тизенгаузен. Результаты с 1859 года публиковались в “Отчетах Императорской Археологической Комиссии”, мне их найти не удалось.
Повторюсь, названия древнегреческого города тогда не знали (позже вычислили, восстановив всю цепочку античных городов Таманского полуострова). Древнерусского города, собственно, не нашли. За то, что он действительно был где-то здесь, свидетельствовали обнаруженные в Крыму свинцовые печати тмутороканского посадника Ратибора и серебреник князя Михаила — достопамятного Олега “Гориславича”, найденный близ Тамани в 1869 году. Лишь в советское время, когда археология выросла из поры кладоискательства и гробокопательства, руки ученых дошли до Тмутороканя. Разведки А.А.Миллера в 1930-31 гг. подтвердили существование на месте Тамани древнерусского города в Х-ХI веках. Раскопками руководил в 1952-55 гг. Б.А.Рыбаков; с 1955 года и, после какого-то перерыва, с 1965 года — И.Б.Зеест; в 1957 году подводные разведки проводил В.Д.Блаватский; в 1971— 86 гг. А.К.Коровина возглавляла совместные раскопки ГМИИ им.А.С.Пушкина с Таманским отделом Краснодарского государственного историко-археологического заповедника. В 90-е годы отчеты о раскопках на Таманском городище опубликованы за подписью С.И.Финогеновой.
Культурный слой городища достигает 12-15 метров: ведь город жил непрерывно две с половиной тысячи лет, и все это время что-то строилось, перестраивалось, горело, рушилось, перекапывалось. В общем, работа для археологов есть. Городище 300 х 200 м, трапециевидной формы, ограничено глубокими оврагами и высохшим соленым озером (или бывшим лиманом), частично смытое морем. Море, по данным В.Д.Блаватcкого, с античных времен отняло 90 метров глинистого берега, то есть, размыло и часть древнерусского города. К Х веку город был густо заселен с заменой уличного мощения раз примерно в 20 лет. Дома 1-2-этажные, с каменными фундаментами, из сырцового кирпича. Печка обычно располагалась в углу дома. Б.А.Рыбакову удалось найти остатки оборонных стен из сырцового кирпича, с каменным панцирем, шириной 5 саженей, длина стен составляла 4 тысячи шагов. Эти стены достались князю Мстиславу в наследство от хазар, а вот храм, основание которого также найдено Б.А.Рыбаковым, воздвигнут по воле самого Мстислава, вероятно, в 1023 году, во имя Святой Богородицы. О другом фундаменте, открытом в вероятном центре города (Нагорный раскоп), А.К.Коровина говорит: предположительно, остатки какой-то общественной постройки. Вряд ли это был Дом Культуры Хазарских Рыбаков или Концертный Зал имени Владимира Красна Солнышка. Тоже, наверное, храм.
По экономическим причинам выпуски “Археологических открытий” с 1987 по 1996 гг. отсутствуют. Как говорил киногерой С.С.Горбунков, “будем искать”.

Тонкая прослойка в культурной толще, относящаяся к древнерусскому периоду, никак особенно не выделяется. Пестрое население на это время не обрусело, уклад жизни в лучшую сторону не изменился. Напротив, археологами отмечен упадок торговли и ремесел. Насколько знаю, достижения тмутороканской археологии нигде совокупно не опубликованы, находятся в различных архивах. В сборнике “Археологические открытия 1986 года” на странице 123 я наткнулся на такое сообщение: у станицы Голубицкая разведан древнерусский город (54 км к западу от Тамани), который можно соотнести с городом Руссия, указанном Ал-Идриси (см. главу 12 нашего реферата). Керамика, однотипная с тмутороканской, датируемая XI-XII вв. Руководитель разведок Ю.М.Десятчиков. Много вопросов: какова судьба этого города? Не эту же ли Руссию упоминал Ибн-Хордадбех? Если так, то когда-нибудь откопают ученые золотые браслеты, кожаные сапожки и широченные порты древних руссов... Будем ждать. Звучное название “Тмуторокань” привлекает беллетристов исторического жанра, а скудость фактов дает простор фантазии. Я читал два произведения, где город изображен живо и красочно. В повести Б.В.Изюмского “Град за Лукоморьем” предлагается версия событий 1120 года: Тмуторокань — все еще русский город, отбивает половецкое нашествие. А княжит там вымышленный Вячеслав, отрекомендованный как “внучатый племянник Глеба” (стало быть, внук кого-то из Святославичей, вероятно, Романа или Олега). У В.Д.Иванова в романе “Русь Великая” проходит эпизод отравления князя Ростислава корсунским котопаном. Правда, читается тяжеловато, рассчитано на читателя, который уже в курсе дела (знаком с “Повестью Временных Лет” или с моим рефератом). Братья Стругацкие в “Сказке о тройке” придумали город-склад необъясненных явлений под названием Тьмускорпионь.

На этом я остановлюсь. На полноту и бесспорность не претендую. Обещанные подробности, если кому что интересно, помещаю далее. [В ЖЖ не помещаю! Но они у меня есть - это ссылки, цитаты, а также хронологическая выборка. - ПК.]

Ф И Н И Ш 21.7.97. (Но некоторые изменения внесены после этой даты: ничто ведь не догма.)

Начало было здесь:
http://callmycow.livejournal.com/110750.html
Tags: Архив, История, Разыскания, Тмуторокань
Subscribe

  • Рождественская прогулка

    Чтобы не терять день, отправились с дочкой на прогулку с рассветом, застали над бухтой красоту, которую фотоаппарат передаёт только…

  • О голубях

    К голубице голубок Обернулся левым боком, И казался голубок Голубице полубогом. Но увидев правый бок, Та его послала лесом: Правым боком голубок…

  • ...Иль юной девушки услышать пенье

    Вне моего пути, но вслед за тем, Как у меня дорогу разузнала... На дубе разглядеть дупло с дятлёнком И наблюдать, закинув голову, как кормят Его отец…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments