Начну с рисунка очевидца – Рене де Керре, рисовальщика с фрегата Forte. Не будучи кадровым офицером, в бою он не участвовал, но разглядеть берег и батареи успел – и на их фоне изобразил корабли эскадры, в том числе и свою нежно любимую «Форточку».
С левого края картинки мы видим пушки батареи № 7 (командир В.К. Кораллов); сквозь ванты грот-мачты President’а просвечивает батарея №3, Перешеечная, она же «Смертельная» (командир лейтенант князь А.П. Максутов). Под утлегарем того же фрегата, на врезанном в скалу уступе – пять пушек батареи № 1, Сигнальной, она же по-англо-французски «Шахова» (командир лейтенант П.Ф. Гаврилов); наконец, под бушпритом Forte стреляет батарея № 1, Кошечная, она же «закрытая» (командир лейтенант князь Д.П. Максутов). Ещё одна береговая батарея – № 4, Красного Яра, трёхпушечная – в кадр не вошла. Обратим внимание, на кораблях союзников нет шлюпок – они отправлены в десант к мысу Кислая Яма, чтобы атакой посуху вывести из строя батарею № 4.
Воды и берега кипят от снарядов – это художественное преувеличение. Мы-то знаем, что батарея № 1 продержалась недолго, уже к половине в 9.30 утра большая часть пушек вышла из строя, а площадку завалило щебнем. Pique стрелял вообще в другую сторону – он прикрывал высадку десанта, которая произошла около 10.45. Батарея № 3 утром не стреляла – лейтенант Александр Максутов получил приказ заклепать пушки и отправляться с отрядом на выручку батареи № 4 (пушки расклепал около часу дня прапорщик Н. Можайский)… Будем иметь всё это в виду, но придираться не будем, потому что это единственный пока рисунок человека, КОТОРЫЙ ТАМ БЫЛ. (Забыл сказать, названия кораблей на картинке – это не Керре, это я подписал :).
Бой того же дня показывает гравюра Illustrated London News (25.11.1854).
Газета работала фантастически оперативно и качественно. Рисунок чертовски убедителен. Наши сопки узнаваемы, на правильных позициях расставлены три фрегата, корвет, бриг и героический пароходик Virago. Надо сильно приглядываться, чтобы понять: пейзаж заимствован с оригинала Д.Тилезиуса-К.Ческого, из Крузенштернова альбома. (Его я приводил здесь: http://callmycow.livejournal.com/118728.html). Ну а в чём художники сомневаются – то правдоподобно застелено клубами дыма.
Следующая картинка – литография, напечатанная во Флоренции в неизвестно каком году (1856? 1860?) в анонимном альбоме “Guerra d’Oriente” – «Восточная война». Ну а я её взял в журнале «Родина», номер 4-5 за 1995 г.
Здесь воссоздан бой 4 сентября (календарь эскадры) – вернее, бомбардировочная часть этого боя. Что за корабли изображены – сказать трудно. Поскольку прямо перед нами Лаперузов перешеек и через него видны мачты русских кораблей – эта деталь вполне достоверна. На переднем плане под французским флагом мог бы быть бриг Obligado – но, вроде, бригу полагается только две мачты. Ближе к берегу должен находиться британский фрегатище President – и на картине мы действительно видим на борту алые мундиры, присущие британским морским пехотинцам. Будем считать, что это President, только третьей мачты не видать в дыму (или русское ядро отшибло). Слева, в таком случае, торчит нос французского фрегата Forte. Правда, нос его (как и носы других кораблей), должен быть обращён в обратную сторону, то есть к северу. Шлюпки, можно предполагать, уже возвращаются на корабли, и некоторые уже вернулись – иначе откуда бы на палубе взялись морпехи? Это всё ладно. Меня больше занимает – откуда взят сам пейзаж? Сколько я ни копался – не нашёл ни одного изображения сопок Никольской и Сигнальной в подобном ракурсе. Значит, были. Если не допустить, что художник поднапряг пространственное воображение и воссоздал картину на основе карты и других ракурсов. Ну вот так Никольская сопка с Лаперузовым перешейком выглядит с противоположного берега Авачинской бухты. Сильная оптика - и Козельский вулкан просто подавляет городишко и сопочку (а ведь она больше сотни метров высотой, не такой уж мелкий прыщик).
С прогулочного кораблика «Алмаз» сопку можно сфотографировать только частями. Вот, пожалуйста – Лаперузов перешеек, на нём – памятник батарее Александра Максутова, а из-за него высятся стрелы кранов, как в 1854 высились мачты «Двины» и «Авроры» (место то же самое).
Высадку десанта изобразил и наш друг Рене де Керре. Пусть во время боя он и сидел где-то в нижних палубах фрегата Forte, но сами-то высадки он видел многократно в учениях.
И то же место, вид с борта «Алмаза»:
Десантники рвались в бой с большим воодушевлением! Но исход был для них печален. Керре оставил в своём дневнике пустое место для трёх дней 4-6 сентября, но так и не собрался с духом его заполнить. Отступление десанта нарисовал американский художник, в книге Thomas Wallace Knox. OVERLAND THROUGH ASIA; PICTURES OF SIBERIAN, CHINESE, AND TARTAR LIFE. 1885.
Сопка и Озерновская коса нарисованы достоверно. Даже солнце светит с правильной стороны. В книге использованы иллюстрации нескольких художников, возможно, эта – рисунок Фредерика Уимпера, который был в Петропавловске одновременно с Ноксом.
Не будь финал сражения не столь обескураживающ для агрессоров, картинок было бы больше. Отличные рисовальщики имелись на каждом корабле.
Так... Теперь дело за малым - чтобы рисунки действительно были видны в ЖЖ.