callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

СОПИ с нами! (отрывок)

"Были вечи Трояни..." - ностальгически сокрушался автор Слова О Полку Игореве. Принято считать (хотя доказать или опровергнуть это невозможно), что речь в "Слове" идёт о временах императора Траяна.
Но знаете, Рим - воистину Вечный Город, и времена Траяновы никуда оттуда не делись. Вот форум Траяна, вот рынок Траяна (огромный пятиэтажный продуктовый терминал для прокорма трёхмиллионного города), вот колонна Траяна и его же гробница в основании колонны. И если он сам не вышел из-за колонны пообщаться - так это потому что я по-латыни ни в зуб ногой (несколько десятков медицинских слов явно недостаточны).
Но, раз уж тронута такая тема, выложу я кусочек своего растолкования к "Слову О Полку Игореве". (2001 г.)


Марк Ульпий Траян.

Римский император и полководец Траян в начале II века новой эры расширил границы своей империи на восток, заняв земли по Дунаю (нынешние болгарские и румынские). Это были благодатнейшие места, где обитали разные племена, в том числе славяне и русь.
Римляне считали Траяна лучшим императором за всю историю Рима. При нем империя процветала, о нем самом ходили легенды еще при жизни; а после смерти его и вовсе приравняли к богам.
Дунайские земли, завоеванные Траяном, спустя некоторое время были разорены нашествием гуннов. Гунны, бесчисленные орды варваров с востока, беспощадные разрушители городов. По Европе расселились беженцы от гуннов. В том числе и руссы и славяне. Они сохранили память о “Земле Трояновой”, как о земном рае, своей прародине. И о царь-реке Дунае. И о страшных гуннах — хинах, хинове, — разоривших Землю Троянову.
Руссы в начале средних веков.
Руссы, русь, слыли племенем воинским. Руссы — загадка для историков, как для современных, так и для древних. По местам обитания в первом тысячелетии нашей эры известны руссы дунайские, руссы днепровские, руссы черноморские и азовские, руссы альпийские, руссы балтийские... Какому народу они были родня, неизвестно. Кто-то их принимал за скандинавов, кто за славян, кто считал готами, кто кельтами. (Даже сомнения берут некоторых ученых: а может, руссы — и вовсе не народность, а просто силовые группировки, бандформирования? Или что-то вроде рыцарского ордена?) Называли их ругами, рогами, росомонами, руянами... Черноморскую русь, грабившую на кораблях богатые города, христиане греки называли “народом Рос” — ведь по Библии нашествие народов Рос (Рош), также как Гога и Магога, предвещало чуть ли не конец света.

Кто такие варяги.

Но нас интересует больше всего русь балтийская. Балтийское море называлось морем Варяжским. Варягами назывались бойцы пиратских дружин, которыми кишело это море — датских, шведских, английских, норвежских. Балтийская русь, разумеется, тоже варяжничала. Варяги грабили побережья Франции, Испании, Италии, грабили берега и своего Варяжского моря, грабили и славян.
В IX веке у северо-восточных славян пошли в рост города и торговля, на реке Волхов возник славный Великий Новгород. Но и в эти места повадились варяги дань вымогать. Одолели рэкетиры проклятые! Одни возьмут дань, уйдут — другие приходят, своей дани требуют.
Теперь каждый знает, что от рэкета может спасти “крыша”. Знали это и в IX веке. (Только называли другим словом — “щит”.) И для защиты от варягов славяне зазвали к себе... варягов. Конкретно — балтийскую русь. Князя Рюрика.

Что такое князь

Сначала разберемся, кто такой князь. Это потомственный правитель: верховный судья, военачальник, политик. Все древнерусские князья происходили от Рюрика, а значит — были меж собою родственниками.
С четырехлетнего возраста княжьего сына приучали к седлу и оружию, учили языкам и наукам. На охоте и в дальних военных походах княжич изучал природоведение. И вырастал в “супермена”, способного день напролет скакать верхом и махать мечом, узнать птицу по полету и отыскать водопой по дятловому стуку.
(Впрочем, у первых князей была другая военная специализация — морская пехота).
Компанию князю составляла дружина — профессиональное войско, не чересчур большое, но хорошо вооруженное. Дружина работала и за полицию — главным образом, налоговую. Свой народ, свои кормовые угодья, дружина оберегала от посторонних налогосборщиков. То и дело князь водил дружину в походы, чтобы взять дань еще с какого-нибудь народа, заодно укрепить славу и боевой опыт.
Знатные дружинники, воины в нескольких поколениях, назывались боярами, они заменяли князю и думу, и совет министров. Это их князь называл своей братией (по-нынешнему “братвой”). Для князей и бояр составлялись летописи, для них же было написано и Слово О Полку Игореве. Потому и в Слове, и в летописях речь идет все о князьях да о князьях (а где князь — там и его дружина, это само собой подразумевается). Черный трудовой народ редко где одной строчки удостоен.
Обычно князь сидел на столе. Это не значит, что князь не умел обращаться с мебелью. Столом назывался трон, престол, и сидел на нем князь фигурально, как заключенный в тюрьме — пирует ли он, охотится или воюет, а все равно в то же время сидит.

Русская “крыша” для новгородских славян. Рюрик без отчества.

Вернемся к Рюрику. Летопись “Повесть временных лет” сообщает, что в 862 году русь-варяги дружно, всем вооруженным племенем, снялись с прежнего места и переехали жить и служить на Новгородщину. Возглавлял новоселов князь Рюрик. Авторитет Рюрика признавали все варяжские страны, в его родовитости и княжеском достоинстве никто не сомневался. Несмотря на то, что даже отчества его не сохранилось. Под “крышей” руси и славяне стали зваться русскими. 862 год считается годом рождения Русского государства, в котором мы доныне живем. От Рюрика же вели родословие все русские великие князья вплоть до сыновей Ивана Грозного— династия Рюриковичей.

Как ныне сбирается Вещий Олег…

Сам Рюрик княжил в Ладоге и в Новгороде. Потом умер, оставив князем маленького сына Игоря под опекой воеводы Вещего Олега. Олег первым делом двинулся на юг и захватил Киев, древнюю столицу восточных славян. В Киеве уже были свои руссы, но не такие авторитетные. “Не князья вы, и не княжеского рода, — сказал им Вещий Олег. — Теперь будет княжить Игорь Рюрикович — настоящий князь”. (Не спутайте Игоря Рюриковича с нашим Игорем Святославичем, о полку которого Слово. Наш Игорь еще спустя триста лет родился.)
Восточные славяне, как уже сказано, стали называться русскими, да и настоящая русь — княжеские дружинники — со временем совершенно ославянились. Но это со временем. А сначала по старой разбойничьей привычке время от времени выходили по Днепру в Черное море и грабили там греческие города. Помните щит, который Вещий Олег прибил на вратах Цареграда-Константинополя? Вот, это результат такого похода. Взятую добычу делили по-честному: лучшую долю — руси, меньшую — славянам, которые тоже участвовали в походе.

Кто предок Рюрика?

Но какого же такого знатного роду был князь Рюрик? (Князь без отчества.) Точно не известно. Однако Слово О Полку Игореве вроде бы называет своего героя, князя Игоря, “внуком Трояна”. Слово внук означает потомок. (А дед, соответственно, предок.) Очень похоже на правду. Я не настаиваю, что Рюриковичи в самом деле происходили от славного императора Траяна, но числить его среди своих божественных предков они очень даже могли. И считать Троянову Землю своей прародиной.

Такой предок нам не нужен (маленький заскок вперед, в XVI век).

Правда, со временем Рюриковичи отказались от такого предка. Потому что Трояна церковь записала в перечень языческих божеств, то есть, с точки зрения христианства, демонов. И в сказках южных славян Троян выглядит натуральным демоном — козлиные ноги, а то и три головы. “Такой предок нам не нужен, — сказали Рюриковичи. — Найдем получше”. И в XVI веке решили, что предком Рюрика был князь Прус — будто бы родной брат римского императора Октавиана Августа, и княжил этот Прус на берегах Балтийского моря. Будто бы от имени этого Пруса названа земля Пруссия, и от него же пошло и племя русь, и сам Рюрик, и все Рюриковичи. Когда умер последний царь из рода Рюриковичей (сын Ивана Грозного), летописец назвал это событие “гибелью Древа, посаженного всещедрою рукой предвечного Бога; пресечением корени от Августа царя”.
Но на 400 лет раньше, в XII веке, во времена Полка Игорева, Древо Рюриковичей еще вовсю ветвилось.

Тропа Троянова — путь для магов и поэтов.

Итак, для Автора Слова О Полку Игореве Троян — почти сказочный предок князя Игоря, Земля Троянова — сказочная прародина Руси. Путь в эту землю — тропа Троянова — путь магии, доступный для поэта-волшебника. Тропой Трояновой уносилась мысль поэта Бояна в землю Троянову. А в земле Трояновой растет Древо, и по нему-то путешествовала мысль поэта, отыскивая образы для своих гениальных песен.

Кого можно увидеть в Земле Трояновой.

В волшебной Трояновой Земле можно увидеть дев судьбы, имена которых всем известны: Воля, Нужда, Хула, Хвала, Печаль, Обида (Беда), Карна (Горький Плач), Желя (Жалость)... Для каждой девы — свой час торжества. Например, когда на Руси — беда, то в Землю Троянову вступает Обида, вступает девою с лебедиными крылами, плещет крылами на синем море, пробуждая тяжкие времена. Так говорит Слово О Полку Игореве.

Дунай и Море.

Все реки знают путь в Землю Троянову. Притом Дунай — главная река, царь-река, божество, родитель Моря. А Море — это все воды земли, любой водоем вообще, любое озеро, залив, река.
(В наших учебниках географии это называется умным словом “гидросфера”. Но Автор Слова не читал наших учебников, он говорит Море. Морем названо озеро в степи, куда занесло князя Игоря. К Морю — к Днепру и Дунаю — обращается Ярославна в Путивле с мольбою принести ей мужа, князя Игоря. Излучина Днепра, где когда-то поймали хана Кобяка, названа в СОПИ лук Моря.)

Кто хотел сказку сделать былью.

Ну так вот, для поэта XII века, Автора СОПИ, Земля Троянова — волшебная, сказочная, сродни раю. А ведь в прежние века были князья, которые хотели сказку сделать былью, вернуться в Землю Троянову. В настоящую, лежавшую в низовьях Дуная. Еще древний-предревний князь Кий, легендарный основатель Киева, пытался в свое время поселиться на Дунае, но не ужился с тамошними соседями.
Другой искатель Земли Трояновой был внук варяга Рюрика, князь Святослав Игоревич (середина X века). Этому отважному воину никак не сиделось в Киеве. Тоже мечталось перенести свою столицу на Дунай. “Любо мне здесь, — говорил он. — Здесь середина моей земли”. Не иначе, намекал на Землю Троянову, как на прародину руси. Но греки — Византийская Империя — в русские сказки не верили, выгнали Святослава с Дуная и подговорили печенегов убить его. Так Троянова Земля и осталась сказкой.

Город Тмуторокань.

Но что Святослав успел сделать — это разгромить Хазарию, Хазарский Каганат. Это государство соседствовало с Киевской Русью — занимало нижнюю Волгу, Северный Кавказ, Крым и донские степи. Хазары брали дань со славян. А Святослав хазар разгромил. И впервые на время захватил богатый хазарско-греческий город Тмуторокань — на Таманском полуострове, между Черным и Азовским морями, в устье Кубани.
Сын Святослава — Владимир Красно Солнышко — уже серьезно присоединил Тмуторокань к Руси. Владимир получил Тмуторокань в приданое от греков, когда женился на сестре византийского императора.
Но главное деяние Владимира Красна Солнышка — то, что он заставил всю Русь принять христианство. И за это церковь его почитает святым. Летописная дата Крещения Руси — 988 год. Слово О Полку Игореве появилось еще двести лет спустя.

Что такое язычество.

Язычество — это многобожие. По-латыни язычник — paganus, по-древнерусски — поганый. (И если в Слове О Полку Игореве половцы и литва названы погаными, то это не совсем ругательство, а просто свидетельство, что эти народы еще не христиане.)
Русские же князья ко времени Слова О Полку уже двести лет как были крещены. Носили крест на груди, строили церкви, молились Христу и Богородице.
Но вместе с крестом носили на себе амулет, как запасной вариант. Когда заболевали, обращались за помощью к язычникам-волхвам. И обязательно брали с собой в воинский поход полкового поэта, а ведь его песни, приносившие удачу в бою — это своего рода магия.
Поэты тут и там обращались к языческим богам. Поэтам позволено. Какой серьезный человек станет прилюдно разговаривать, к примеру, с ветром? Даже если от направления ветра зависит удача? А поэт может. “О Ветр-Ветрило, Стрибогов внуче, почто несешь на нас вражеские стрелы?! Обратись на врагов, господине!” И никто не придерется, будто это языческая молитва — поэзия, да и только.

Языческие боги.

У нынешних ученых нет полной ясности с пантеоном славянских языческих богов. В свое время никто не потрудился записать и сохранить, какой бог с какой стихией был связан, за что отвечал, где обитал, какими другими именами звался. Сохранились только некоторые упоминания в летописях, церковные противоязыческие проклятия, да вот еще Слово О Полку Игореве.
Кто из богов упоминается в Слове?
Велес, он же, вероятно, Волос — покровитель скота и богатства, удачи. Один из самых почитаемых и неоднозначных богов. Каким-то образом увязывается со Змеем, волком и медведем. Имя Волос сродни словам волхв и волшебство, а Велес, мне так кажется, — слову великий. Велесовым внуком назван Боян. (То ли потому, что поэт, то ли потому, что волшебник.)
Стрибог — небесный бог. Его внуками в СОПИ названы ветры: “вот ветры, Стрибожи внуки, веют с Моря стрелами на храбрые полки Игоревы”.
Дажьбог — небесный бог, податель благ. Связан с Солнцем. Дажьбожим внуком (т.е. потомком) в Слове назван то ли русский князь, то ли весь русский народ. Вероятно, именно Дажьбога Автор Слова именует еще просто Богом.
Хорс — небесный бог. Тоже одна из ипостасей Солнца. Представляется белым конем, бегущим по дневному небу (или налегке, или увлекая солнечную колесницу). Известен в Киевской Руси, был в почете также у иранских народов.
И наконец, два загадочных божественных персонажа — Див и Бус.
Среди ученых нет единого мнения, который из них добрый, а кто злой. Некоторые считают, что плохой — Див, потому что дивами (или дэвами) называются демоны восточных сказок. А Бус по их мнению — хороший, потому что славянского вождя с похожим именем (Booz) упоминал давний готский историк Иордан.
Я же присоединяюсь к другим ученым, кто считает, что все наоборот: Див — добрый, а Бус — злой.

Див.

Вот что сказано о Диве в СОПИ. Когда войско Игорево выехало в степь (а ехали они побеждать половцев), случилось солнечное затмение. “Солнце ему тьмою путь преграждало; наступившая ночь стонами растревожила птичий народ; звериный вой поднялся. Встрепенулся Див, кличет в верхушке Древа, велит прислушаться к землям незнаемым: Волге, и Поморию, и Сурожу, и Корсуню…”
Перечисленные “земли незнаемые” — это разные концы Поля Половецкого, где как раз собирались войска для похода на Русь. А Игорь не знал об этих сборах. Не испугался затмения, то есть не послушал Дива, не внял предостережению. Сказал своим дружинникам: “Лучше уж убитым быть, чем трусом прослыть, вернуться без боя”. И продолжил поход и нарвался на объединенное половецкое войско. На что ему и намекал Див.
Судите сами, на чьей стороне выступает Див. Если он своей персоной венчает наше русское Древо. Если предупреждает Игоря о вражеской угрозе, как золотой петушок царя Дадона. А позже, когда Игоревы полки окружены и разгромлены, Древо в горе роняет листву, клонится к земле, и сам Див падает на землю — надломлен мировой порядок, ранена Русь.
Див по облику — конечно, птица. Только крылатым место в кроне Древа. Солнечная птица.
А о чем говорит имя — Див? Корень этого слова известен во всех индоевропейских языках, начиная с санскрита. Обозначает — божество, небесный свет. Этого же корня слово день (латинское dies, английское day), от него же получили имена индийский Дьяус, греческий Зевс. По-латыни Бог называется Deus. Правда, никуда не денешься, злые иранские дивы-дэвы и сам Дьявол названы от того же слова. Но пусть это не бросает тени на нашего Дива. Его имя говорит о том, что он — светлый, небесный, божественный, дивный.

Бус.

Про Буса в СОПИ вообще ничего не сказано. Только то, что после гибели Игорева войска, когда Див пал на землю, настало время Бусово. Да еще зловещие вороны, приснившиеся киевскому князю, криком вещавшие ему смерть, а Руси – горе, названы Босувы враны. И кроме того, серый волк назван босым волком.
Проще всего с волком. Дело не в том, что волк бегает без тапочек. Босый, или бусый — это цвет. Мрачно-серый, с синевой; свинцовый. Нормальный цвет для волка. Или для тучи.
Собственно, кое-где в России севшую на землю тучу — густой туман с мелким дождичком — называют словом бус. Говорят: бусит.
А в других местностях России говорят: моросит. И такую погоду называют словом морок.
Стоп! Слово морок — одного корня с мором и смертью. (Сравните — обморок.) Морок — одно из прозвищ темного божества, позже нечистой силы (вспомните слово морока, морочить, а еще мрак).
Строится параллель.
Морок — погода, мелкий дождь. Бус — то же самое.
Мрак — темнота. Бусый, босый — темно-серый цвет.
Морок — темное божество. Бус, Бос — то же, что и бес. (Например, по-чешски бес так и называется бусом.)
Стало быть, я прихожу к выводу, что Бусом в Слове О Полку называется темное божество. Это, конечно, не имя божества. Имя называть опасались. Табу. А Морок, Бус, Чернобог — псевдонимы по цветовому признаку, некоторые из многих.
Итак: Босувы враны — не простые вороны, зловещие, птицы темного божества. Бусово время — очень плохое время для Руси (зато радостное для ее врагов). А босый волк —просто серый волк.


Только отрывок :))) Много нас, таких толкователей...
Tags: Архив, Слово О Полку Игореве
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments