callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

К портрету фрегата «Аврора».

Речь идёт о картине художника Платона Бориспольца. И о том походе, в котором корабль запечатлён.
(Я недавно показывал эту репродукцию, снова не буду http://ic.pics.livejournal.com/callmycow/20846853/154382/154382_900.jpg).

По интернету ходит утверждение, что Борисполец написал её в 1838 году (это сказано и в Википедии). Но если заглянуть на буржуйские сайты, торгующие репродукциями картины, а главное, в сам музей (Центрального Военно-морского в С-Петербурге, где она и хранится), оказывается, что год создания картины – 1844-й. Что, собственно, написано и на самой картине. Да вот – музейная каталожная карточка.

(Выложена Юрием Strannik4465 на форуме http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=4241&p=33)

Смущают даты биографии художника. Отставным полковником артиллерии и уже известным художником Платон Тимофеевич в 1943 году уехал во Францию, учиться за свой счёт и работать, а в 1847 году оттуда поехал в Италию. Из его работ того времени известны только репродукции с картин и фресок классиков, которые он делал по заказу Академии. А работал Борисполец много, как живописец всех жанров, литограф, гравёр; словарь Брокгауза-Ефрона упоминает его как выдающегося мастера акварели. В Россию он вернулся в 1950 году, почти полностью ослепнув. То есть, если он мог написать «Аврору» в 1844 г., то только за границей.
И ведь действительно, «Аврора» именно тем летом ходила в загранплавание. (26.05—06.09.1844)
lot1959, соратник по интересу, неутомимо изучающий корабли, обрадовался уточнению даты и обратил моё внимание на флаг «Авроры» на картине: «Флаг посланника: в Англию ходила. А в 1838 г. такого флага на корабле быть не могло».
Подробности этого похода находятся по крупицам. «Морской сборник» ещё не выпускался. Иностранные газеты были увлечены визитом в Англию самого императора Николая I – он привёл с собой большую военную эскадру (запечатлённую английскими художниками)… в составе которой «Авроры» не было. Капитаном тогда был Н.Г. Котельников, служил на корабле А.М. Горковенко, участвовал в плавании К.Н. Посьет, а главным лицом был Е.В. Путятин – мастер деликатных миссий.
Иностранных газетных сообщений нашлось столь немного, что я приведу их все (в своём незатейливом переводе).

1) The Times (London, England), Saturday, Jul 20, 1844; pg. 6;
Гамбургские газеты, полученные вчера утром, сообщают о внезапном появлении в проливе российского флота: “Dragoe, 11 июля. Двенадцать российских военных кораблей видны примерно в двух милях к югу, большинство кажутся линейными. Возможно, линейные корабли имеют слишком большую осадку, чтобы пройти через Droogden, и часть боеприпаса будет снята либо или перегружена на суда поменьше”. “Эльсинор, 12 июля. – В 2 часа пополудни российский флот миновал Копенгаген, и во второй половине дня зашел на наш рейд чтобы стать на якорь. проходя столицу, командующий произвел салют из семи орудий, на который батарея Sextus ответила равным числом. Флот идет под командованием вице-адмирала графа Platen и состоит из восьми линейных кораблей, двух фрегатов, одного корвета, и одного брига. Посланные лоцманы уже вернулись, поскольку часть боеприпаса вице-адмиральского судна, прежде сгруженное на фрегат для уменьшения осадки, должна быть сначала быть принята обратно. Русский фрегата "Аврора", 58 пушек, проследовал сегодня утром, направляясь в Англию.

2) Illustrated London News, Saturday, July 27,1844; pg. 59.
Русский фрегат "Аврора" пришел с грузом золота, и, как говорят, также с ценными подарками для ее Величества. Груз, заключенный в деревянные ящики, весил всего шесть тонн и был благополучно доставлен в хранилища банка Англии. В Грейвсенде говорят, что золото было приведено в эту страну для очистки, и что фрегат должен простоять в реке три недели, чтобы забрать его, когда всё будет готово

3) The Anglo American Vol. 3 1844
(From the London Correspondent) London, Aug 3. 1844.
«Аврора», русский фрегат, прибыл в Грейвсенд и доставил 80 ящиков с золотыми слитками которые были помещены в банковское хранилище Англии.

4) The Newfoundlander - Aug 22, 1844
Российский фрегат «Аврора» стоит в Грейвсенде; по сообщению российских властей, он доставил золото в слитках, количество, как сказано, соответствует £600 000. Все это золото добыто в Уральских горах и качеством превосходит стандарт. Часть его будет использована, как полагают, на закупу рельсов для постройки российских железных дорог, что добрый знак для нашей металлургии. Продукция Урала в нынешнем году оценивается приблизительно в £4 000 000 stg.

5) The Tablet
Page 11, 17th August 1844
РУССКИЙ ФРЕГАТ "АВРОРА". - Граф Haddington, Первый лорд Адмиралтейства, и адмирал Сэр George Cockburn, кавалер Золотого Креста, первый морской лорд Адмиралтейства, в понедельник утром сели в Блэкуолле на пароход Black Eagle, Мастер-Командир S. B. Cook, и прибыли в Грейвсенд чтобы посетить прекрасный русский фрегат "Аврора", стоящий у причала в этой части реки. Едва «Black Eagle» показался в виду русских, моряки фрегата, выглядевшие на диво чистыми и аккуратными, выстроились на реях; когда же оба их светлости прибыли (ровно в два часа), их приняли адмирал и офицеры со всяческими проявлениями уважения и почтения; для поднятия духа играл оркестр. Их светлости оставались на борту "Авроры" около двух часов, дотошно осматривая каждый закоулок заморского корабля, затем, отведав изысканное угощение, гостеприимно предложенное русским адмиралом, они сели в свой катер и отбыли на Black Eagle. Для прощания с их светлостями на реях фрегата снова встали матросы, и когда катер греб к яхте, русский экипаж трижды от души гаркнул «ура!», на что отозвались моряки с Black Eagle; когда же их светлости вернулись на свое судно, фрегат дал салют из семнадцати пушек и оркестр на его борту исполнял "Боже, храни королеву", доколе Black Eagle мог слышать. Яхта высадила их светлости в Deptford, и они вернулись в Адмиралтейство около семи часов.

6) Illustrated London News, Saturday, August 10,1844; pg. 86.
Accouchement of Her Majesty . —Birth of a Prince

Родоразрешение её величества. Рождение принца.
<…>
Виндзорский Замок, Авг. 6, 1844, в половине девятого, пополудни. «Королева счастливо разрешилась принцем сегодня утром в семь часов пятьдесят минут. Ее величество и младенец пребывают в совершенном благополучии...»
<…>
Немедленно по достижении новостью Грейвсенда она была сообщена командиру российского фрегата «Аврора», стоящего у Террас- пирса, и вскоре затем великолепный корабль дал королевский салют, а его прекрасный духовой оркестр играл в то же время Государственный гимн.

6) Destructive Fire Near Gravesend.
The Tines (London, England), Thursday, Aug 08, 1844; pg. 5; Issue 18683.
DESTRUCTIVE FIRE NEAR GRAVESEND.
Испепеляющий пожар близ Грейвсенда.
Вчера, вскоре часа пополудни города Грейвсенд снова был встревожен пожаром в Lower Shorne, рядом с Chalk, в нескольких милях от города; к сожалению, потушить его удалось не раньше, чем огонь уничтожил всё на этом участке земли.
<…>
На этом этапе прибыли помпы из Грейвсенда, а потом ещё одна из Чатема, но немало времени прошло в поисках воды, прежде была оказана какая-либо помощь. Подоспела береговая охрана со станции в Шеллхавене, а около 2-х часов подошел под командой нескольких офицеров сильный отряд моряков и морских пехотинцев с русского фрегата "Аврора", стоящего у Грейвсенда. Вместе с пожарными, береговыми охранниками и рабочими, они приложили все возможные усилия, чтобы предотвратить возгорание соседних посевов кукурузы. Это им в конце концов удалось, хотя и не без великой трудности и опасности, ибо живые изгороди и деревья с обеих сторон были в пламени. Излишне упоминать о том, что Кингс-Фарм со всеми постройками, как и прежние, сравняли с землей. ...

7) The Tablet
Page 12, 17th August 1844
Грейвсенд
РУССКИЙ Фрегат. - Во вторник два молодых лодочника, Applecoy и Davis, предстали перед господами Oakes и Tickner, магистратами графства, в мэрии Грейвсенда, держать ответ по жалобе адмирала и командира русского фрегата «Аврора», стоящего ныне у Террас-пирса, что лодочники учинили склоку на борту корабля и грозили изувечить офицеров и экипаж. Дело вызвало большой интерес, поскольку более трёх недель офицеры являли доброту и терпение, позволяя публике знакомиться с их прекрасным фрегатом, всем очень неловко было перед ними за оскорбление, нанесенное им накануне отплытия к родным берегам. Лейтенант «Авроры» Lietslam Nicholi, изъясняющийся по-английски очень ясно и грамотно, показал, что в воскресенье, около пяти часов пополудни, когда наплыв посетителей на фрегат был велик и к нему причалило великое множество лодок, адмирал и капитан поручили ему отогнать лодки, поскольку вода быстро понижалась и возникло опасение, что кораблю придётся отойти от причала. Поэтому он, с командой матросов, сел в корабельную шлюпку и пошёл вокруг фрегата; приблизившись к обвиняемым, он потребовал отвязать их лодку от фрегата, каковое требование они отвергли, сказав: "что они на своей реке и могут делать что хотят". Русские офицеры с большим трудом предотвратили потасовку. Суд посовещался и после короткой паузы , г-н Оукс объявил, что обвиняемые штрафуются на 10 шиллингов плюс издержки, и выразил уверенность, что лейтенант Nicholi передаст офицерам «Авроры» глубокие сожаления от имени суда, что подобный инцидент случился после всей доброты и любезности оказанной городу. После чего лейтенант Nicholi поклонился судьям и удалился. Подсудимые уплатили штраф.
[Личность лейтенанта Nicholi я не смог установить. Можно предположить имя – Вячеслав? – но с фамилией пока никак. Никонов? Никулин? Николаи?]

8) The Tablet
17th August 1844

ОТПЛЫТИЕ РУССКОГО ФРЕГАТА "АВРОРА". - Во вторник утром, с началом отлива этот прекрасный корабль снялся с якоря и покинул Грейвсенд, где простоял почти месяц; он возвращается в Санкт-Петербург с депешами для императора.


Из русских источников я нашёл тольк один абзац.
Взгляд на прошедшее. Воспоминания Алексея Степановича Горковенко. Морской сборник, CLIV, 1876, №6, неоф. 55-84.
С. 65
… В 1844 году был послан в Англию фрегат «Аврора» с золотом в слитках для дома «Беринга и комп. » и, благодаря представлению Е. В. Путятина, на которого было возложено это поручение, я назначен был комановать третьею вахтою. Не имея ни опытности, ни практической подготовки, напуганный слухами о строгости и горячем характере Евфима Васильевича, только переведенного из Черного моря, я с трепетом вступил на палубу незнакомого мне судна. Но плавание было самое счастливое. Мы прямо вошли в Темзу и три недели простояли в Гревзенде. Мне поручено было, вместе с горным офицером, сдать золото на монетный двор, и прожил три недели на берегу, в продолжении которых успел хорошо ознакомиться с Лондоном….
Потом мы снова очутились под парусами, зашли в Копенгаген и к осени были опять в Кронштадте. …

(Финансовая компания Baring Brothers & Co. в то время уступала только богатству семейства Ротшильдов.
Лейтенант Горковенко был после похода награждён орденом Св. Станислава III ст.)

Ну и совсем обрывочные указания:

… К. Н. Посьет 26. 03. 1843 прикомандирован к К-ту для составления урочного положения для судостроения в России, с сост. при к.-адм. Е. В. Путятине; 26.05—06.09.1844 находился в плавании к берегам Англии и обратно на фрегате. (Вот, кстати, указание сроков плавания)
Участвуя в походе фрегата "Аврора" в Англию, Посьет получает задание от контр-адмирала Е. В. Путятина подготовить рапорт "О преобразовании русского артиллерийского учения на кораблях" (1844)…

… Для обеспечения же военного флота механизмами отечественного производства решили в 1844 г. строить пароходный завод в Кронштадте. Контр-адмирал Е. В. Путятин, командированный в Англию для изучения постановки дела на пароходных заводах, осенью 1844 г. прислал в Петербург три модели образцовых винтовых судов. постройку которых консультировал главный инженер военных пароходов Англии Ллойд..

… Е. В. Путятин, будучи в 1840 и 1844 гг. в командировке в Англии при начальнике главного морского штаба, женился на английской подданной. …

Итак, возвращаясь к картине. Мы выяснили, что во Францию «Аврора» не заходила; лишь на обратном пути из Англии зашла в Копенгаген.
Но нельзя поручиться, что художник Борисполец не мог сам побывать в Англии. Мог, и три недели стоянки корабля – немалый срок для мастеровитого художника. Судя по флагу, он изобразил фрегат именно в заграничном походе, именно в этом походе (поскольку прежде их у «Авроры» не было). Мало того, два парня в лодке живо напоминают историю двух хамов-лодочников (наверняка ещё и пьяных), Эпплкоя и Дэвиса!

Грейвсенд находится в эстуарии Темзы, ближе к выходу в море. Поэтому там течение меняется с приливами-отливами. Очень может быть, что и вода там зелёная, как на картине. Но есть ли в реке каменистый берег? И где упомянутый Terrace-pier, у которого швартовался корабль?
А возможно, на картине фрегат проходит бурные датские проливы? Те самые, где едва не погибнет девять лет спустя, на пути опять же в Англию? (А уж каково ему придётся в Англии – не сейчас разговор…)

Я не знаю. Художник наверняка говорил (он балагур был и душа компаний), а никто не записал
Tags: Аврора, История, Корабли, Разыскания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments