callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Маринистика

Я, было недавно дело, пытался докопаться до истории создания картины П. Бориспольца «Фрегат ‘Аврора’».
http://callmycow.livejournal.com/158155.html
http://callmycow.livejournal.com/159348.html
http://callmycow.livejournal.com/158915.html
Пришёл к выводу, что он написал её во Франции в 1844 г. Побывал ли он в Англии, чтобы свидеться с фрегатом, или видел её ранее, на Балтике – неизвестно.
Прямых сведений, чтобы Борисполец в Париже писал какую-то морскую картину, нет. А косвенное – есть.
«Я водил Греча к Бориспольцу, который почти кончил свой образ. Образ отлично хорош. Греч обещал привезти к нему Нorace Vernet, и напечатать отзыв сего последнего в «Северной Пчеле». Борисполец написал и мой портрет. Мастерства очень много и кажется похож. Я привезу его с собой». (А. С. Даргомыжский, письма к В. Г. Кастриото-Скандербеку. Париж. Февраль 1845).
Упомянутый портрет Даргомыжского принадлежал потом А. П. Опочинину, а теперь Публичной библиотеке в СПб. Но какую картину Греч хотел показать Орасу Верне? Не копии же версальских картин. И вряд ли Андрея Первозванного. Верне – знаменитый баталист, в том числе и морской. Вот кусочек его картины, изображающий Н.В. Гоголя на палубе французского корвета «Креолка» у берегов Мексики.

Вру, конечно,

в шляпе стоит молодой принц Жуанвильский, Épisode de l'expédition du Mexique en 1838, – в той самой «войне кондитеров» или «булочников», где капитан де Миньяк потерял ногу. Франт Гоголь был постарше Жуанвиля, и кто у кого передрал имидж – ещё вопрос.
Попутно ещё несколько картинок, не пропадать же добру. Маяк, похожий на тот, что виден вдали на картине с «Авророй».

(Это маяк вовсе и не английский, а французский, Le-Four называется. Но мало ли в Европе маяков.)

Картина W.L. Wyllie «Storm & Sunshine – A Battle with the Elements» 1885 (Блокшив фрегата Leonidas в эстуарии Темзы).

Это к тому, что шторм, как на картине Бориспольца, на Темзе вовсе не фантастичен.

Ещё одна картина О. Верне. Pirates Fighting at Sunrise 1818. ( Art Gallery of Ontario, Toronto)/


Это к тому, что волны на картине Бориспольца пожалуй что и живее будут. Не только поучиться у Верне мог наш художник, но и поучить его.

Ещё один морской вид Бориспольца, из Русского музея в СПб, «Корабли в бухте, освещенные луной» Масло, холст, 66 х 51.

Дата создания картины неизвестна. Подпись на картине слева внизу: П. Борисполецъ. Из каталогов: «Пост, в 1940 г. из ЛЗК (собр. Р. Н.Верещагиной)». Известно, однако, что в 1840 году П. Борисполец и Т. Шевченко совершили морской круиз от Петербурга до Ревеля. (Корабль шёл и дальше, в Стокгольм и Копенгаген, но Шевченко не пустили за отсутствием загранпаспорта, – сообщает польский шевченковед Ежи Енджеевич в романе «Украинские ночи, или родословная гения». Роман на русский не переведён, да и на украинский с купюрами – выпущены, в частности, антикацапские выпады гения). На картине мы тоже видим большой фрегат. Чем не «Аврора»? Свет луны недостаточен для опознания. Зачем он стреляет ночью из пушки – неизвестно. Брус, протянутый от борта над водой, тоже называется «выстрел», здесь он служит причалом для шлюпки.

Ну и ещё один прижизненный портрет фрегата «Аврора» - вклейка из журнала «Морской сборник» № 4 за 1855 год.

На ней обозначены повреждения, полученные кораблём в Петропавловском бою, но разрешение премерзопакостное, а лучшего пока нет.
Tags: Аврора, Изонаходки, Корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments