callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Многострадальные бёдра Дэвида Прайса



На этом портрете Дэвид Прайс, будущий контр-адмирал, запечатлен в чине коммандера. [По уточненным данным от lot1959 - уже кэптен, о чём свидетельствует корона на эполете.] Портрет опубликован Юрием Завражным filibuster60 в книге "Забыть адмирала!"
Юрий Юрьевич дотошно изучил биографию Прайса; однако все первоисточники технически не могли бы войти в популярную книгу.
В поисках оказии, когда бы молодой герой смог взобраться на крест базилики св. Петра в Риме, я от нефиг делать перевёл один из этих первоисточников, самый представительный, от 1830 г.; многие сведения восходят, можно полагать, к самому герою повествования. Ссылка в конце.

Дэвид Прайс, эсквайр.
Ведет происхождение от Прайсов из Bulch Trebanne, долгое время бывшего в их владении, в гр. Кармартен ; по материнской линии – от Пауэллов (Powells), из Abersenny, в Брекнокшире. Поступил в королевский военный флот в возрасте одиннадцати лет, мичманом на Ardent 64 (число пушек), капитан Томас Бёрти (Thomas Bertie); корабль входил в эскадру лорда Нельсона в битве при Копенгагене 2 апреля 1801*; Ardent получил серьёзные повреждения корпуса, мачт, парусов и снастей, не считая потерь 93 человек убитыми и ранеными, помимо 40 с лёгкими ушибами. [* См. Т. I. с. 384.] Это кровавое дело приключилось на втором месяце морской карьеры Дэвида.
Весной 1802 г. Ardent был списан, и вскоре м-р Прайс вскоре поступил на Blenheim 74, который сперва стационировался в Портсмуте как сторожевой корабль, но впоследствии встал под вымпел будущего сэра Сэмюэля Худа (Hood). Под тем же началом Прайс также служил на Centaur 74, на станции Подветренных островов, а потом короткое время на шлюпах Osprey и St. Lucia – до тех пор пока Худ не покинул Вест-Индию. После этого он служил с капитаном Мюрреем Максвеллом (Murray Maxwell) на Centaur, Galatea, и Hyaena; фрегат Hyaena и доставил его домой, сопровождая флот торговых судов в ноябре 1805. По прибытии в Англию, он снова поступил на Centaur, и исполнял должность сигнального мичмана (signal midshipman – начальник связи корабля, очень хлопотная и ответственная должность) при захвате четырех больших французских фрегатов, полных солдат, после четких действий 25 сентября 1806 *. [* См. Том. I. Часть. II. с. 570 и след., и Доп. Часть II. с. 417. ]
К концу 1806 г. сэр Сэмюэль Худ получил приказ примкнуть к секретной экспедиции на Островах Зелёного Мыса, но та не дождалась его прибытия. Затем эскадра Худа крейсировала между Мадейрой и Канарскими островами. Летом 1807 года его назначили командовать большими силами для действий против датской столицы – там, у Копенгагена, 18 октября 1808 он впервые поднял контр-адмиральский вымпел.
При бомбардировке Копенгагена м-р Прайс в основном командовал дозорными шлюпками Centaur'а, препятствуя подвозу припасов осажденным с Балтики; после капитуляции датчан он участвовал в оснастке и доставке в Англию корабля Norge 74. В конце того же года он стал свидетелем оккупации Мадейры военно-морскими и армейскими силами под командованием сэра Сэмюэля Худа и генерал-майора Бересфорда. Уничтожение русского 74-пушечника ("Всеволод") у входа в гавань Рогервика английскими кораблями Centaur и Implacable 26 августа 1808 подробно описано в томе II, части II, на сс. 649 и след.
Несколько ранее сражения у Рогервика мистер Прайс с ещё одним мичманом* [* ныне капитан Уолкотт (Walcott)] были посланы в одном из катеров Centaur’а, под командой лейтенанта Джеймса Шей (Shea), перехватить датскую посыльную шлюпку у острова Моен, что на пути из Копенгагена в Борнхольм. Увидев, что проскочить морем невозможно, неприятель пристал к на берегу под высоким утесом, где имелось армейское подразделение с несколькими пушками. Когда катер приблизился, датчане открыли шквальный огонь, и едва он коснулся берега, лейтенант Шей упал, смертельно раненый. Но два мичмана отважно захватили то, за чем гнались, и отбуксировали к своим, причём мистре Прайс был поражен в руку мушкетной пулей, едва перерезал канат, удерживавший трофей у берега.
На зиму Centaur вернулся в Англию домой, что позволило мистеру Прайсу пройти экзаменовку, и в апреле 1809 сэр Сэмюэль Худ назначил его лейтенант-практикантом (acting lieutenant) на тот же корабль, где он начинал мичманом.
Ardent под командованием капитана Роберта Хонимана (Honyman) находился в Гётеборге, и готовился заступить на пост в Большой Бельт, для защиты нашей балтийской торговли. На этой службе гребные суда корабля часто дейсвовали самостоятельно и вступали в стычки с флотилией противника. Однажды м-р Прайс был послан с небольшим отрядом добывать дрова и воду на острове Ромсё (Ronsoe), но, на беду, днём раньше туда прибыли 300 датчан. Когда он высадился, датчане вышли из засады и окружили его, отрезав путь к отступлению. Сопротивление против столь превосходящих сил было совершенно бесполезно, поэтому у него не другого выхода, кроме как сдаться; несколько его матросов, оставленных стеречь шлюпки, пытались бежать, но были убиты либо ранены.
С Ромсё м-ра Прайса увезли в Оденсе, на остров Фуен, но плен не был долог, и в ту же навигацию он снова оказался на Ardent’е, каковое назначение подтверждено приказом Адмиралтейства от 28 сентября 1809. И тут же, по невежеству лоцмана, корабль сел на мель на Анхольт-рифе (Anholt-reef) и едва не погиб.
Вскоре после этой неприятности лейтенант Прайс захватил датское судно, но угодил в другую неприятность, потерпев на нём крушение на норвежском берегу, и снова попал в плен. После обмена пленных он опять воротился на свой старый корабль; один раз, летом 1810 года, командовал тендером по особому назначению.
Следующим назначением лейтенанта Прайса, в феврале 1811, был бриг Hawke, 16 пушек, капитан Генри Боурчир (Bourchier). Сколь высоко было мнение капитана о достоинствах Прайса, видно по строкам, щедро уделенным ему в официальном письме адмиралу сэру Роджеру Кёртису (Curtis) от 19 августа 1811 (копия помещена в Доп., часть II. сс. 435 и след.)
За два дня до смелого дела, описанного в письме, лейтенант Прайс, с одним лишь Hawk’овским ялботом (jolly-boat) захватил французское судно близ мыса Барльфлёр, под яростным огнём с берега. Когда впоследствии Прайс написал сэру Сэмюэлу Худу, по случаю с назначения того главнокомандующим Индийским флотом, то получил такой ответ:
"Мой дорогой сэр! Я благодарю Вас за поздравления, и рад услышать о вашем благополучии и успехе. Маленький корабль – лучший корабль, если офицер рьян и усерден: доколе Вы будете достойны моего заинтересованного внимания (в чём мало сомнений), если фортуна изменит Вам, и если я ещё буду в силах услужить Вам, не пренебрегите мной и не забудьте о моём покровительстве Вашей службе. Чистосердечно и неизменно Ваш,
(Подпись) "Saml. Hood"
За этим дружеским посланим последовало ходатайство Худа, чтобы его протеже перевёлся на фрегат на Ост-Индскую станцию; однако за сэром Сэмюэлом ревниво следила целая очередь старых капитанов, ожидавших продвижения по службе, поэтому лейтенант Прайс предпочёл остаться на Hawke. Этот корабль по-прежнему активно действовал на станции Шербура под командованием капитана Джорджа Виндама (Wyndham), и капитан высоко отзывается о Прайсе в официальном письме, когда тот на небольшой гичке (gig) захватил шхуну в реке Изер (Isere), под метким мушкетным огнём с берега. Рамки повествования не позволяют нам осветить все проведённые им операции на гребных судах в тот период, но есть одно, которое мы не можем обойти молчанием, тем более что оно осталось не замеченным никем из наших современников.
21 октября 1811 г. лейтенант Прайс вёл разведку в Барфлёре и обнаружил люггер и несколько бригов; положение их было уязвимо для лёгкого захвата гребными судами фрегата и шлюпа. Это доложили Стивену Томасу Дигби (Digby), капитану Theban 36, и тот немедленно отрядил свой барказ (barge) и др. гребные суда под началом лейтенанта Джона Мейплза (Maples), "в дальнейшее распоряжение капитана Виндама". Результаты атаки представлены в официальном письме капитана Дигби на имя сэра Хоума Пофама (Sir Home Popham):
– "Барказ (barge) к несчастью отделился от остальных. Один из бригов был храбро атакован лейтенантом Прайсом и м-ром Смитом, штурманом с Hawke, на двух гребных судах, однако наши гребные суда не поспели вовремя на подмогу, и, уже подцепив бриг, они были вынуждены отказаться от своего приза, потеряв при том, должен сообщить с прискорбием, 2 убитыми и 5 ранеными. В том числе лейтенант Прайс ранен тяжело".
Как нам рассказали, барказ с Theban’а направился рассмотреть подозрительный объект, который оказался буем; что лейтенанта Прайса заметила французская дозорная шлюпка, но он бросился вперёд и взобрался на ближайший бриг, под интенсивным огнем, убившим двоих его товарищей и ранившим троих. оказавшись на палубе и зарубив двух французов, он и сам был сбит прикладом мушкета, хозяин которого вскочил на упавшего и тут же бы и отправил его к праотцам, кабы не своевременная помощь товарища, единственного, кто ещё не пострадал (но вскоре вслед за тем тоже был серьёзно ранен). Спасённый отважным моряком, Прайс атаковал французского капитана, который, однако, парировал нацеленный удар и сумел обезоружить нападавшего; в тот же миг ещё один француз ударил лейтенанта Прайса штыком.
Пока на палубе кипел неравный бой, м-р Смит, на катере с Hawke, также попытался взобраться на бриг, но не сумел, поскольку тот борт защищали несколько решительных парней из-за прочного ограждения. Отойдя обратно к устью гавани, он увидел Hawk’овскую гичку, также гребущую прочь, и с тревогой спросил матросов, а где доблестный напарник; когда ему сказали, что вроде как убит, он тут же решил возобновить атаку, заявив, что вернёт его, "живого или мёртвого".
Тем временем м-р Прайс обнаружил, что гички нет, и решил лучше плыть вдогонку, чем оставаться в плену справедливо сочтя, что если с ним остался один матрос, то остальные либо убиты, либо ранены слишком тяжело, чтобы прийти ему на помощь; а потому он рассчитывал, что сумеет догнать гичку и продержаться до подхода какой-нибудь другой английской шлюпки. Когда катер подобрал его, силы его были почти на исходе.
По возвращении Hawke в Портсмут лейтенант Прайс был отправлен в госпиталь Хаслар (Haslar): корабельный врач полагал, что бедренная кость расщеплена, и три месяца прошло, прежде чем была обнаружена истинная причина его длительных страданий. Дело в том, что штык француза крепко вонзился в верхнюю часть бедренной кости, и при выдёргивании оставил в ране остриё длиной четыре дюйма с половиной. Удалил обломок м-р Чарльз Додс, один из хирургов вышеназванного учреждения; предположительно, штык плоско прилегал к кости и зонд всякий раз проскальзывал по желобку (не нащупывая инородного тела).
Последующими назначениями лейтенанта Прайса были Mulgrave 74, капитан Томас Джеймс Малинг (Maling) и San Josef, корабль первого ранга, снаряженный как флагман контр-адмирала Фута (Foote), который до того был заместителем командующего в Портсмуте*. [* См. Доп. Часть II. сс. 437 и след.] На San Josef Прайс служил также под началом сэра Ричарда Кинга, который избрал его на должность первого лейтенанта (старпома), хотя по старшинству звания он был только третьим.
Последнее дело, в котором лейтенант Прайс сражался с французами, произошло у Тулона, 5 ноября 1813. При обмене бортовыми залпами со 130-пушечным Wagram на San Josef’е было ранено два молодых блестящих офицеров и два матроса. Один злосчастный выстрел оставил обоих офицеров* одноногими. [*Уильям Кларк, лейтенант королевской морской пехоты, и м-р. Уильям Каппедж (Cuppage), сигнальный мичман.]
6 декабря 1813 г., на Средиземнорской станции, герой нашего повествования был назначен командовать бомбовым судном Volcano, а летом 1814 года отправлен с ним в Северную Америку. Он, судя по всему, примкнул к флоту сэра Александра Кокрейна как раз вовремя, чтобы принять участие в бомбардировке форта Мак-Генри (M'Henry), открывая вход в Балтиморскую гавань; а после того он активно действовал в реке Потомак, под командой контр-адмирала Палтни Малькольма (Pulteney Malcolm), который многократно доверял ему высадку десанта, с целью досадить неприятелю и содействовать нуждам английской эскадры.
31 октября 1814 г. капитан Прайс шёл с попутным ветром, конвоируя на Ямайку транспорт, и повстречался с американским приватиром, шхуной Saucy Jack, вооружённой 7 пушками, со 160 моряками на борту. Прайсу удалось заманить шхуну под прицел своих пушек; имея большое преимущество в парусах, она сумела уйти, но прежде получив два бортовых залпа с Volcano и горячий мушкетный салют от солдат с транспорта. В стычке погиб лейтенант королевской морской пехоты J.P. Furzer и двое из экипажа Volcano; неприятель, согласно его собственному рапорту, имел 7 убитых и 14 раненых.
В начале операции против Нового Орлеана капитану Прайсу довелось застать врасплох американский пикет на входе в бухту Bayou Catalan.* [*См. Доп. Часть III. с. 259.] Позже он был ранен ружейной пулей, о чём контр-адмирал Малкольм написал сэру Александру Кокрейну следующим образом:
"Оконечность бухты Байю Каталан, 24 декабря 1814.
Сэр, – я имею честь сообщить Вам, что вчера вечером неприятель большой силой атаковал малую армию генерала Кина (Keane) и был отбит. С началом атаки я послал Прайса, капитана Volcano, информировать генерала, что на подмогу ему спешат только что высадившиеся солдаты и что моряки получили от меня приказ доставить ему боеприпас. Исполняя это поручение, он (Прайс) столкнулся с отрядом неприятеля, который открыл огонь и прострелил ему бедро. Будучи ранен, он не только сумел уйти, но ещё и захватил в плен американского солдата; я надеюсь, что его рана не будет опасна, ведь он отважный молодой человек и блестящий офицер».
Получив вышеназванную рану, капитан Прайс не пожелал числиться в нестроевых, а потому и не был упомянут в списке потерь, посланном в Англию; однако сведения о его страдании дошли до Адмиралтейства в письме сэра Александра Кокрейна от 29 января 1815 г.
Volcano был частью флотилии, посланной вверх по Миссисипи бомбардировать форт Св. Филиппа и учинить там диверсию; в этом деле капитан Прайс, при своих мортирах, почти всё время оставался в игре, вплоть до отступления британской армии. После чего он передислоцировался в Мобилский залив (Mobile bay), где опять же отличился своим рвением и активностью, командуя дивизионом гребных судов во время осады форта Бойер (Bowyer). По прибытии из Англии вести о мире он был отправлен парламентёром, чтобы объявить её американским генералам; наконец, он же был оставлен контролировать район доколе в форте не будет восстановлена соответствующая власть, в соответствии с первой статьёй Гентского договора. Отбыл он оттуда 5 апреля 1816 г; прибыл в Портсмут 31 мая и был выдвинут в пост-кэптены (на капитанство первого ранга) 13 числа следующего месяца.
Агент. – С. Clementson, эсквайр.

Источник:
Royal Naval Biography; Or, Memoirs of the Services of All the Flag-officers, Superannuated Rear-admirals, Retired-captains, Post-captains, and Commanders, Whose Names Appeared on the Admiralty List of Sea Officers at the Commencement of the Present Year, Or who Have Since Been Promoted; Illustrated by a Series of Historical and Explanatory Notes... With Copious Addenda: Supplement (Vol. 4)
Author: John Marshall
Editor: Longman, Rees, Orme, Brown, and Green, 1830

(Королевско-военно-морская биография; или изложение службы всех флаг-офицеров, заслуженых контр-адмиралов, отставных капитанов, капитанов первого ранга и коммандеров, чьи имена числятся в Адмиралтейском Списке морских офицеров на начало текущего года или получивших звание после того; иллюстрирована рядом исторических и пояснительных заметок... С обширным дополнением (Приложением – том 4).
Автор: Джон Маршалл
Издатель: Longman, Rees, Orme, Brown, and Green, 1830)

Джон Маршалл (ок. 1784 - 1837) – морской офицер и биограф. Впервые вышел в море в возрасте девяти лет, а к концу наполеоновских войн (1815) дослужился до лейтенанта. После войны взялся описывать жизнь современных ему высших морских офицеров, некоторые из них начали службу еще в 1760 году. Многотомный монументальный труд впервые публиковался с 1823 по 1830 гг., наглядно иллюстрирует новый "культ" ВМФ в начале девятнадцатого века. Некоторые биографии предоставляли сами офицеры, для других использованы частные или официальные письма и другие документы. Тома построены по ранговому принципу и содержат огромный пласт интересной информации о карьерах и сражениях, в которых они вершились.
В часть «А» Приложения вошли биографии пост-кэптенов (капитанов первого ранга, Post-Captains).


P.S. Если развернуть эпизоды, обозначенные в этом изложении ссылками, подвигов молодому офицеру хватит на несколько романов. Вот только где впихнуть между ними покорение креста св. Петра? Да и украсит ли биографию героя такая безответственная удаль? Из того, что перечислено в статье Маршалла, лишь маленький отрезок времени Прайс служил на Средиземном море - осенью 1813 года. Уже не мичманом, а лейтенантом, а потом и командиром корабля. Кто знает? - мог и побывать в Риме, мог и польститься на порцию адреналина, до которого, как видно, был большой охотник. Правда, Наполеон ещё не был побеждён окончательно, но до Рима ли ему было.
Tags: Адмиралы, Мой перевод, Перевод
Subscribe

  • Хе-хе

    В ЦВММ (СПБ) проходит (или прошла уже?) выставка, посвящённая 170-летию героической обороны Петропавловского Порта от англо-французской эскадры. Мне…

  • Она ушла

    Ходили сегодня к бакланам. Ночью минус два было, с ветерком, оделись по-зимнему, а сапоги резиновые взяли с собой (чтобы форсировать ручьи).…

  • Красный восход

    Обернулся в пути на работу и вспомнил, что в рюкзаке фотоаппарат не вынутый болтается.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments