
Дело очень нужное, потому что все дети спрашивают, что это за пушки стоят на берегу и в кого из них стрелять. Текст П. Калмыкова (этот)
На обложке мы видим портрет капитана фрегата «Аврора», Ивана Изыльметьева. Особо интересен дымящийся пистолет в его руке.
В апреле месяце (2014) в Петропавловске проходила выставке художника-мариниста из Приморья Валерия Шиляева. Меня позвал на открытие Денис Лопатин; я припоздал к началу (а сам Денис, по обычаю, опоздал совсем). Зато я встретил выдающихся наших краеведов - Сергея Витальевича Гаврилова и Ирину Васильевну Витер, промеж которых и затесался для памятной фотографии:

Фоном для нас служит картина – «Фрегат 'Аврора' в кругосветном плавании». Валерий Иванович Шиляев – маринист широкого профиля, пишет и современные корабли, берега, моря, и исторические картины, посвящённые русским морякам, первооткрывателям и героям. Он заслуженно гордится своей техникой изображения волн, которые невозможно написать с натуры либо по фотографии, а на картинах они живут и дышат, притом разные у каждого художника и на каждом полотне.
Восход над морем, 2014.
Конечно, не может не трогать внимание художника к морской славе Петропавловска-Камчатского: не раз написаны им корабли Беринга, Чирикова, Головнина; шхуна «Восток», корвет «Оливуца»… И конечно, жаркий Петропавловский бой 1854 года.
"Петропавловский бой, первый день обороны"
"Гибель фрегата Диана в симодской бухте"
«Фрегат 'Паллада', путешествие на восток»
"Случайная встреча в тумане"
Батальные полотна Шиляева лучшим образом подходят, чтобы ими иллюстрировать книгу о героях-защитниках – и сам художник охотно дал такое позволение.
Валерий Иванович усердно изучает корабли и исторические свидетельства, ему нужно знать и какая погода стояла в день того или иного события, откуда светило солнце… Но корабль собран из несметного количества деталей, а из ещё большего количества соткана история. Всякий придирчивый историк (а то и просто ботаник) отыщет при желании ошибки на историческом полотне. Не могут саранки цвести осенью, скажет ботаник; в сильную бурю корабль опускает реи, скажет кораблевед… Но всех без исключения подробностей не может знать никто, и это не повод отказаться от создания исторических полотен. Несоответствия есть и на картинах современников и даже участников событий. Нормальный человеческий фактор. Знаешь лучше? Напиши картину лучше!

Да, теперь нам известно, в бою 5 сентября правее находился французский фрегат, а не английский. Но сам главный командир русского гарнизона Завойко этого не знал.
И кто из маринистов поехал в Америку, чтобы написать с натуры тётушку английского фрегата – «Конституцию»? Валерию Ивановичу «Конституция» позировала:
«Фрегат 'Конститьюшн' в Бостоне». 2011.
Приведенный выше фрагмент с фрегатами и десантными лодками, от них гребущими – часть большого полотна,
«Во славу русского флага»:
Это, конечно, не претензия на живую батальную сцену, а символическая и патетическая композиция. Сам автор ей очень доволен; я всё же склонен полагать, что волны у Валерия Ивановича получаются не в пример живее, чем люди. Это моё частное мнение. И мне чудится, капитан Изыльметьев, в чью руку художник вложил пистолет, поглядывает на своего создателя критически.

Что никак не отменяет моего искреннего поклона художнику!
А что не так с пистолетом? Не такой? Офицеры не носили пистолетов? Сабля была бы уместнее?
(На Прохора надо было бескозырку надеть))
Ты и сам знатный краевед, и по праву затесался в памятное групповое фото.
А на последнем фото получилось, будто пистолет направлен куда и взгляд Изыльметьева - на художника.
"Подвижник" - это же который подвизается? Чьё служение зовётся подвигом?)))