callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Хочу эту карту



Это карта английского капитана Бичи (F. W. Beechey), составленная в 1827 году. Авачинская бухта; на врезке - план Петропавловской гавани. И есть ещё отдельно карта Авачинского залива, с островами и бухточками.
На японском сайте выложена вот это маленькая репродукция. Покрупнее есть на американском сайте (прячу под кат, потому что почти 2 мегабайта), но она, похоже, выцвела - если буквы ещё можно угадать, то детали рисунков увы.
Копиями этой карты пользовались как англофранцузские агрессоры в 1854-55 г., так и защитники города.
А меня вот озадачило месторасположение батареи № 4, на Красном Яру. Казалось бы, всё ясно: район Красная Сопка в городе есть до сих пор, и есть на нём подходящий утёс, на котором стоит красно-зелёный домик под адресом ул. Охотская, 1. Я в выходные повторил путь англо-французских десантников: нашёл на берегу мыс "Кислая Яма" (ныне мыс Санникова), где меня чуть не заели тощие псы и откуда сейчас прекрасная дорога до упомянутого дома на утёсе. Дом принадлежит военной части, но меня любезно подпустили. Действительно, с утёса все подходы к гавани Петра и Павла простреливаются, как на ладони. Потом я спустился к бухте и попросился прокатить меня на резиновой лодке, чтобы сфотографировать утёс с воды.


Но вот чего я никак не могу - измерить его высоту. Именно в цифрах заключено всё моё сомнение. Вот как пишет сам устроитель батарей, военный инженер К. Мровинский: "...песчаной возвышенностью, которая поднимается над морем до 13 саж. и называется Красным Яром". Песчаной? Ну, допустим, утёс действительно не базальтовый монолит, а сыпучая смешанная порода, хотя в основном камень. 13 сажен - это 28 метров. Как измерить?
И уж совсем не совпадает расстояние. Свидетель-супостат Дю Айи сообщает: батарея "самая отдаленная, трех пушек, поставленная на обрыве восточного берега; вторая, одиннадцати пушек, на том же берегу, приблизительно в 1200 метрах от первой, в основании косы" . Мровинский определяет расстояние примерно так же: "Пункт этот ... был не мало удален от порта (550 саж.)", то есть 1174 м. Под "портом" я предполагаю внутреннюю гавань, границей которой служит та же коса.
Вот; а померив гугловской линейкой расстояние от косы до нышнего утёса, я получаю расстояние в полтора километра. Это как так? Утёс не тот? А тот срыли?
Есть, впрочем ещё одно объяснение. По карте Бичи (и дочерним от неё) расстояние получается как раз около 1200 м. Карта Бичи, по своему назначению, навигационная, суша служит только ориентиром. Подозреваю, что и Дю Айи, и Мровинский взяли свои расстояния с одной и той же карты - лучшей на то время.

Что я ещё могу: поискать другую карту, более позднюю, но до того, как берег в 1930-е годы перепахали. И измерить-таки утёс - соответствует ли он мровинским 13 саженям?


Tags: История, Крымская война на Камчатке, Разыскания, Фото
Subscribe

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Прорыв

    Я получил по почте книгу - в признательность за то, что консультировал одного из авторов по некоторым вопросам. Книга называется "Записки о…

  • ОТКУДА НОГИ РАСТУТ... часть 2.

    (НАЧАЛО БЫЛО ЗДЕСЬ) THE CHINA HERALD, 25 ноября 1854 г. Мы рады представить уточнённые сведения о предполагаемых потерях союзнических эскадр в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Прорыв

    Я получил по почте книгу - в признательность за то, что консультировал одного из авторов по некоторым вопросам. Книга называется "Записки о…

  • ОТКУДА НОГИ РАСТУТ... часть 2.

    (НАЧАЛО БЫЛО ЗДЕСЬ) THE CHINA HERALD, 25 ноября 1854 г. Мы рады представить уточнённые сведения о предполагаемых потерях союзнических эскадр в…