callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

О делах юкатанских. Деревенские майя.

Деревня нынешних майя симпатично бедная. Что симпатичного в бедности? – а то, что она сродни мудрости. Человеку надо столько, сколько надо, а больше ему и не съесть; сколько ни накопи, на том свете ничего не сгодится. Не работая в деревне не проживёшь, но и надрываться излишне. Зачем, к примеру, варить варенье на зиму, если зима никогда не наступит? Зачем искать деньги на бутылку, если водка не в почёте?
Туристы с удовольствием знакомятся с деревенским бытом, а жители деревни, завидев экскурсионный автобус, выходят на крылечки, выражая гостеприимство.
Дедушка с бабушкой, к которым мы зашли, люди очень приятные. С простотой и достоинством. Потомки их работают в городе, но наверняка приезжают отдыхать в деревню.
Образцово-показательный алтарь:


внимание на индейского божка, лежащего на спине. Здесь он держит на животе кубик; но это может быть и пенёк, и чаша, и плоская плитка. Индейцы и сами не знают, как зовут это божество (ну, или не признаются). Французский археолог Ле-Плонжон, откопав такую фигуру в Чичен-Ице, назвал её Chaacmol (считая, что по-майянски это означает «громовая лапа»). Американец Стивен Солсбери в публикации изменил написание на Chac-mool (большой красный ягуар). Чак-моолями таких лежащих божков и называют, не забывая, что название условное. (У меня есть своя версия, но я её пока придержу.)
Слева от алтаря стоит ларец с костями предков (Фото показывал здесь)
А посередине хижины-гамак.


Хозяин стоит рядом, а в гамаке лежу я, демонстрируя, как удобно можно в него завернуться, спасаясь от насекомых. Гамак удобный, просторный (хоть поперёк ложись), ячея мелкая. К концу нашего пребывания в Мексике супруга надумала купить гамак в подарок родне – так вот мы ориентировались на этот, что видели в деревне у дедушки с бабушкой.
Кухня у хозяев устроена в отдельной хижинке (бывает и совмещённая). Это зернотёрка – точно такие же мы видели и в музее прежнего быта и в археологическом музее – техника, проверенная веками.


Бабушка жарит нам пресные кукурузные лепёшки на традиционном очаге из трёх камней.


Этот полукруглый предмет на кухонном столике цветом похож на кость. (Особенно после рассказов о костях предков.) Но нет – это всего лишь лёгкая плошка из плодовой кожуры. (А бутылки делаются из тыкв – «калабас».)


А это и сам плод, из которого сделана плошка. Плод несъедобен, а дерево называется, как нам сказали, хИкара.


Дедушка ловкими привычными движениями демонстрирует нам, как изготавливается волокно Энекен (сезаль), из разновидности агавы.






В эпоху парусного мореплавания сезаль был в большом спросе, как сырьё для канатов, а майянские деревни имели с него неплохой доход.

Колючий плод – передаю название на слух: пибИль. Даёт красный краситель, в т. числе пищевой.


Наконец, знаменитая папайя


И майянский Бобик, отдыхающий в велотележке.


Дедушке лет 76, бабушка на два года младше. Вряд ли они знают, что являются звёздами русского интернета: здесь быт дедушки Эрнана показан подробнее (пост трёхлетней давности - о древних городах там тоже хорошо рассказано). Несмотря на такой спрос, дедушка с бабушкой нисколько не зазнались. Разве что гамак купили новый, да сандалии поменяли с самодельных на фабричные.
Tags: Мексика, Фото
Subscribe

  • В храме был

    В Морском Соборе Петропавловска-Камчатского. (15 мая это было.) Я не религиозный, в собор пошёл по делу: мне сказали, что там на стенах доски с…

  • Крест над обрывом - 2

    Про то, как я углядел на Никольской сопке деревянный крест МОЖНО КАРТИНКИ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ Я заметил его случайно, осматривая гребень сопки в…

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments