Проезжали мы идиллический ПГТ Св. Елена, вот такой. Вообще-то, по другую сторону от автобуса был храм на холме. На стене заведения написаны напитки. «Наранха» - апельсиновый сок, «пинья» - ананасовый, «те» - чай, а «хамайка» (если гид не путает) – каркаде.

А ночевать мы приехали в юкатанскую столицу, .
Мы-то за день устали, а город к темноте наоборот оживает, люднеет, гуляет. Гид ведёт нашу группу ужинать в какой-то пивной ресторанчик.

Я же просто купил на карманные песо какой-то фастфудятины в сетевом магазинчике «Окса» (OXXA), отнёс в гостиницу, жену кормить. Обратил внимание, но не понял, почему молокопродукты расставлены по трём категориям: обычные, обезжиренные и обезлактоженные (избавленные от молочного сахара). Вспомнил: а ведь в нашем отеле тоже три сорта молока, по тому же принципу. А оказывается: многие мексиканцы генетически не переносят лактозу. У нас эта беда нечаста: спасибо генам предков-скотоводов.
В Мериде, конечно, есть площадь-Сокало; мало того, это самое первое Сокало во всей Мексике, остальные устроены по его образцу. Собор и губернаторский дворец на нём стоят аж со времён Конкисты. Что удивляться, что собор начинён святынями и святыми.

И не только святыми – на полу места живого нет.

Приятный собор, на самом деле, но не моим фотоаппаратом воспевать его величие и красу. И вообще – люди туда к богу приходят, а я с фотоаппаратом. На словах отмечу традицию мексиканцев шить нарядные, пышные платья на изваяния святых – словно на кукол Барби.
А при входе в собор вот такая прокламация висит: мол, много в поле тропинок…

Неизвестно на кой шут Мексику в октябре переводят на зимнее время. И в России-то эти переводы – не более чем правительственная забава для народа, а в тропических широтах – полный пейотль. Но в номерах отеля часы перевести забыли; я проснулся ночью, глянул на светящийся циферблат, всполошился было… Но зря. Снова проснулся на рассвете и сфотографировал город из окна отеля. Окно не открывается. (Тоже зря: вместо чтобы впустить прохладу, слушай тарахтящий кондиционер.)

Вот и упомянутый губернаторский дворец. С XVI по XX века в Мериде губернаторствовала семья Монтехо, пока мужская линия не иссякла. Линия иссякла, а дворец стоит:

Фольксваген «жук» в чести на дорогах Мексики. Эту модель выпускали в стране до 2011 года (а теперь выпускают модернизированную).

Одна беда только подрывает господство автомобильчика – ожирение ездоков. Под властью компании «Кока-Кола» Мексика стремительно набирает вес.
Францисканец Диего де Ланда, креститель майя, бурый и ужасный, белый и пушистый, умер в Мериде. Но его могилы в местных соборах не найти: останки перевезены в Испанию.