callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Загадка мне, отгадка всем

lot1959 на Новый Год подарил мне картинку-загадку.


На открытке изображён английский минный крейсер типа «Archer», загружающийся углём в Петропавловске-Камчатском. Вопрос: как зовут этот крейсер?
Я начал поиск с открытки (зря) и нашёл её на странице 229 в книге: Турмов, Г.П. Из действующей армии. Документальная повесть в открытках. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. «В основу настоящей повести легла коллекция открыток, отправленных родным и близким из г. Харбина (Китай) участником событий Русско-японской войны 1904-1905 гг. доктором В. А. Колли». То есть, как я понял, открытка выпущена до Японской войны.
А зря я искал открытку потому, что ничего эта дата не даёт: ни один из крейсеров типа «Арчер» не дослужил до 1904 года.
Список этих крейсеров известен, их было всего-то восемь, построенных в 1885-86 гг. Есть и фотографии всех восьми – толку от фото немного, поскольку все похожи как близнецы. А вот биографии их скудны, поскольку что военными подвигами они не прославились. Кроме самого «Арчера», который однажды спас китайских моряков с подбитого японцами судна. (Не считать же подвигом сожжение дворца африканского султана, провинившегося перед европейскими державами.) Оглашаю списочек: Archer, Mohawk, Brisk, Porpoise, Cossack, Tartar, Serpent, Racoon.
Чтобы попасть в Петропавловск, кораблю следовало служить в одном из флотов Тихого океана (флоты тогда назывались «станциями») Pacific Station либо China Station. Мне пришлось действовать методом исключения, складывая в столбики мимоходные упоминания об «арчерах», наловленные в интернете…
Но прежде бы уместно задать вопрос: а что вообще понадобилось британскому минному крейсеру на Камчатке? Я таким вопросом не задался, пока не получил на него ответ случайно. Грамотные краеведы могут надо мной похихикать. А для всех прочих рассказываю.
Приобретя Аляску, Алеутские острова, США получили и Берингово море, со всеми его богатствами, исчезающими на глазах. Следом за морской коровой в небытие катились каланы и котики (fur seals), при содействии промышленников США, Британской Колумбии (нынешней Канады), России и Японии. Берингоморский вопрос, поднятый Америкой, обосновался в топах газет (наряду с агрессивной политикой Российского деспотизма, абсолютного чемпиона СМИ за последние триста лет). Пока шли дискуссии, американцы вели борьбу с браконьерами своими силами (у России, как обычно, сил и средств не хватало), и только в 1895 году создали Берингоморский Патруль (Behring/Bering Sea Patrol), который просуществовал под этим именем до 1964 года. (Затем переименован в Аляскинский Патруль; существует и сейчас.) Вот в составе БП и участвовали военные корабли Королевского Флота, Тихоокеанского и Китайского. И, разумеется, регулярно заходили в Петропавловск пополнять запасы угля.
Вот как добывались котики в том самом 1895 году (из жж mi3ch).


Так вот, в Тихоокеанском флоте ни один из «арчеров» не служил. А жаль, потому что они бы обязательно заходили в Сан-Франциско, а в интернете доступен большой архив именно калифорнийских газет, а пронырливость американских журналистов достойна поклона, и мы бы всё про всех знали.
А что насчёт Китайской станции? Знание отправной даты, 1895, упрощает дело.
Начнём вычёркивание.
Проще всего оказалось с Serpent. В 1890 г. , 10 ноября «Змей» погиб у берегов Испании.



Tartar. «Татарин» в списках 1891 значится в Ширнессе. Позже ведёт мирную службу в Новой Шотландии (Канада), где и запечатлён на фото во время учений.


Оттуда в 1902 вернулся в Англию.

Racoon. «Енот» служил на Ост-Индийской станции, где «27 августа 1896 г. участвовал в 40-минутной Англо-Занзибарской войне, бомбардируя дворец султана Халида. Вернулся в Англию в 1901, где и был списан. (Без фото. Хотя фото, подписанное «Racoon», есть, но на ней, сдаётся, изображён «Brisk». Впрочем, Racoon точно такой же.)

Porpoise.
«Морская Свинья» служила как раз на Китайской станции, не раз ходила в Японию. Но к 1891 году признана подлежащей перекомиссии, около 1894 её отвели на ремонт в Портсмут; остаток службы 1897-1901 оттрубила на Австралийской станции. Отметилась в усмирении каких-то Самоанских гражданских неурядиц (Samoan civil unrest in 1899), это далеко от Камчатки.

Mohawk.


«Могавк» начал службу на станции Мыса Доброй Надежды и Западного Побережья Африки (сменив там «Арчер), а после 1897 продолжил на Австралийской станции. Во время Боксёрского восстания эскортировал из Австралии в Пекин морскую бригаду Нового Южного Уэльса. Отслужив в Австралии, возвращён в Англию, чтобы пойти на слом в 1905 г.

Brisk & Cossack, «Бодрый» и «Казак» – два корабля пара.

http://imageweb-cdn.magnoliasoft.net/nmm/supersize/n01279.jpg


Оба служили на Ост-Индийской станции до 1897 г., оба бомбили и сожгли резиденцию султана Витуланда – кара султану за гибель девяти немцев, а результатом стало включение султаната в состав Британской Восточной Африки (ныне Кении).
И оба же корабля в последние годы века были направлены в Китай. Но долго там не задержались, поскольку направлялись прежде всего для сопровождения транспортов в связи с Боксёрским восстанием (1899-1901). Brisk числился в составе Китайской станции в 1898 г.; фактически прибыл туда в 1899-м; в апреле-мае возил валлийских стрелков из Гонконга в Tai-po-fu (что это?), а в конце того же года отправился назад в Англию. То есть, не до Берингова моря ему. Cossack же так и оставался в составе Ост-Индийской станции. В Индийском океане оба потом и дослуживали, проданы в 1905 г. («Бриск» был предпоследним в моём списке «подозреваемых», его пришлось отслеживать по заметкам в лондонской «Таймс».)

Итак, после исключения семи из восьми остаётся один, и это сам Archer («Стрелец»), давший имя всей серии. Служил на станции Мыса Доброй Надежды и Запада Африки (недолго в 1892), на Китайской станции 1892 – 1899, на Австралийской станции 1900-1903 гг. Как и другие корабли серии, продан в 1905 г. Белый цвет (как и на фото «Бриска») говорит о принадлежности Китайской станции. Надпись「アーチャー」читается «Acha» (именно так записывается катаканой название "Archer"). Фото из японского архива, взято здесь.


Командиры «Арчера»:
Коммандер John Ferris 1885-1892
Коммандер R.W.B. Rogers 1892-1895
Коммандер Charles Edmund Kingsmill 1895-1898.
Коммандер C.H. Dare 1899

Наконец, о плавании «Арчера» к берегам Камчатки открытым текстом проболтались две англоязычные газеты - «Japan Weekly Mail» и «The Japan Daily Mail». Обе они поместили следующую информацию:
«Hakodate, Oct. 12 1898 H.M.S. Archer, which has been engaged in the Behring Sea Patrol, arrived here this morning.»
(Собственно, отсюда я и узнал о существовании Берингоморского Патруля.)
Бывал ли «Арчер» на Камчатке в другие годы? После 1898 – не бывал. Его китайская служба закончилась, и в марте 1899 года он был в Коломбо (столице Цейлона). на пути в Англию.
В предыдущие годы – тоже маловероятно. Вот встретившиеся мне названия английских кораблей, участвовавших в Патруле первых лет:
Satellite, Capt. Albert C. Allen 1896 (Pacif.)
Pheasant, Capt. F. A. Garforth 1896 (Pacif.)
Icarus 1897? (Pacif.)
Amphion Capt. Finnis 1897 (Pacif.)
Wild Swan 1897 (Pacif.)
Archer 1898 (China)
Phoenix 1902 (China)
Espiegle 1902 (China)
Rosario 1902 (China)
Algerine (China)

Вот «групповой портрет» британских кораблей:


Котиков метили (пробовали разные методы, остановились на выжигании номеров), считали, браконьеров ловили и гоняли.
С российской стороны Охотское и Берингово моря долгие патрулировал корабль «Якут». Он не мог не встретиться с «Арчером» - теперь можно считать, что это произошло в 1898 году. (Фото от lot1959.)


В общем, нашёл.))

UPD А вот и нет, не нашёл. Дело возвращается на доследование в свете вновь открывшихся фактов.
Факты таковы. HMS Porpoise, хоть и подлежала перекомиссии, но в 1893 и в 1895 годах всё-таки ходила в русские моря. Такие сведения нашлись в книгах американца Леонарда Стейнегера (Leonard Stejneger, который лично плыл на Porpoise с острова Беринга в Петропавловск в августе 1895 г.) и англичанина Роберта Н. Веннинга (Robert N. Venning, который подробно писал о действиях Беригоморского патруля в 1893 г.). Более того, Веннинг упоминает и Archer, бывавший в Петропавловске в 1893.
То есть, на фото может быть как "Порпес", так и "Арчер". И год другой: 1891, 1893, 1895... А вот год 1898 как раз маловероятен. Фото, где английский крейсер запечатлён рядом с русским кораблём "Якут", принадлежит выдающейся даме-фотографу, Аглае (или Агнессе?) Павловне Динесс. Камчатские фотографии г-жи А.Динесс приобретены Обществом изучения Приамурского края (Владивосток) в 1896 году. Повторный визит Динесс на Камчатку не исключен, но вряд ли.
Так что дело не закрыто.
П.К. 31.12.2015
PPS. И всё-таки это Porpoise!!!
Tags: Динесс, Звери, История, Камчатка, Корабли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments