callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Фото боя за Петропавловск в 1854 г.

http://www.imha.ru/uploads/posts/2012-09/1348476586_petropavlovskiy-boy.jpg

Ну, наконец-то, "разъяснение", спасибо сайту IMHA.RU
А то искал, гадал. Не раз уже попадалась эта картинка, но всё маленькая, черно-беленькая и анонимненькая. Сначала я принимал её за репродукцию картины «Петропавловский бой» А.П. Боголюбова. (Я рассказывал)
Ракурс тот же самый – с Мишенной сопки; дорога на переднем плане; тот же момент сражения, высадка десанта 24 августа. Но, при параллельном сравнении, на этом совпадения заканчиваются. На картине Боголюбова – огромные вражеские фрегаты, сравнимые в размерах с сопками, закрывающими город.
А на «фото» пропорции близки к реальным. «Пикничка» на Мишенной сопке нет, а есть огороды, похоже, картофельные. Наличие дороги меня смущало, но теперь смущает собственное незнание: ведь дорога из Петропавловска на хутор в Авачу действительно переваливала сопку, и где она точно проходила – я пока не знаю. Но вот что на «фото» неправильно – Мишенная сопка прямиком переходит в Петровскую, а на деле там долина, залитая култуком Култушного озера. У Боголюбова как раз намёк на долину имеется. И контуры нынешнего полуострова Завойко на дальнем плане на «фото» словно скалкой приплющены.
Но поскольку «фото» на Имхе кликабельно, при увеличении видно, что это всё-таки картина, притом датированная и подписанная: «С. Завойко 1912 г.»
Это знаменательно, поскольку руководил обороной Петропавловска Василий Степанович Завойко, а его сыновья-мальчишки, Георгий и Степан, следили за боем с отдалённой возвышенности. Степан Васильевич об этом рассказал в своих воспоминаниях.
«Я с братом моим Жоржем всё сражение наблюдал в трубу с горы за хутором, людей, конечно, не видели – видели суда, и были видны бои на Никольской горе, что дало нам возможность заключить, что был десант и, когда отбили неприятеля, суда их стали на якорь. Мы пришли к заключению, что мы победили, и с радостью этой вести побежали к матери, но она, бедная, все была в тревоге, боясь за жизнь нашего любимого отца. Только в 12 часов ночи приехал курьер с известием победы и привез нам отбитое английское знамя. Моя мама и все мы встали на колени и возблагодарили Бога за спасение нашего отца».
Умение рисовать в ту эпоху для дворянина было так же обычно, как нынче навык делать селфи. Есть прямое указание на интерес Степана Васильевича к рисованию: «Ещё с детства он неутомимо срисовывал все живописные окрестности Камчатки. Впоследствии, под хорошим руководством, он со своих собственных эскизов, снятых тогда с натуры, нарисовал множество видов и ландшафтов, составляющих теперь драгоценный памятник. Сегодня сохранилась лишь одна его картина в семье у прапраправнучки Елены Михайловны. Остальные картины были проданы в трудное для семьи время». (Источник: книга Н.С. Киселёвой «На волне памяти», 2009; сведения получены от правнучки адмирала Завойко, Е.В. Гриневецкой.)
И всё-таки С. Завойко, живописец Петропавловского боя – не Степан Завойко. Во-первых, Степан, проведший лучшие годы детства в Петропавловске, не мог бы слить в единый кряж Мишенную сопку с Петровской. Во-вторых, картина 1912 года, а Степан умер в 1909-м.
Но был в славном семействе художник покруче Степана. Это его вторая жена, Софья Васильевна Завойко, урождённая Алферьева.
В словарях художников и на аукционе картин мы легко найдём Софью Алферьеву, ученицу профессора Мещерского – правда, её годы жизни искусствоведам неизвестны. Но есть картины! Вот "Крымский пейзаж":


А у некрополистов найдём Завойко Софию Васильевну (31.5.1860 - 18.12.1919), похороненную на Новодевичьем кладбище С.-Петербурга.
В общем, картину «Петропавловский Бой» написала Софья. Нетрудно предположить «три источника» картины: 1) боголюбовская композиция; 2) впечатления Степана Васильевича; 3) фотография местности, притом не достаточно чёткая, скрадывающая очертания далёких сопок и рельеф местности. («Три источника» - всего лишь традиционное числительное. А зарисовки Боганца, на которые опирался Боголюбов? А талант самой Софьи Васильевны?)
Возможно, Софья Васильевна по собственному почину написала картину в память мужа и тестя. Но именно в это время товарищество И. Д. Сытина издавало "Военную энциклопедию". В 1915-м году вышел последний, 18-й том со статьёй "Петропавловск". Статью написал капитан В. К. Пилкин (предполагаю, сын участника сражения, К. П. Пилкина), а под статьёй помещена репродукция картины С. Завойко.
Энциклопедия доступна он-лайн, и мы наконец наконец можем разглядеть картинку получше.


И даже сравнить подписи художницы, девическую и замужественную.


А в вышеупомянутой книге Н.С. Киселёвой мы можем и самоё художницу Софью Васильевну увидеть. Вместе с сестрой (?), супругом и его сыновьями, незаурядными продолжателями фамилии.


Но есть ли цветной оригинал картины? В одной из давних статей Н.С. Киселёвой есть указание, что она будто бы в Центральном военно-морском музее. Может и так, но каталоги живописи музея мне недоступны, их нет ни он-лайн, ни в нашей библиотеке. А в книжках адмиралов воспроизводят всё ту же серенькую репродукцию, уменьшая до полной неразборчивости – в книге Г. Невельского издания 1947 года, в книжке Г. Щедрина "Петропавловский бой"...

Да, и поделюсь очередной шуткой поисковика. Конечно, я не сразу нашёл, что хотел. «Яндекс», пытаясь меня утешить, предложил мне на замену вот такой пейзаж.


Я повеселился. Похоже ведь! Вот гавань, вон коса, во п-ов Завойко… Дым клубится, корабли, сопки - всё как на картине. Но небоскрёбы подсказывают: это всего лишь китайская подделка. Гонконг.
Tags: Изонаходки, История, Крымская война на Камчатке, Люди, Разыскания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments