callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Билет в древнеримскую баню

Город Рим - уж такая фотозвезда, что нечего и пытаться удивить кого-то снимками. Но и не фотать тоже грех. Зря, что ли он, Рим, позировал?
С прошлой поездки у меня осталась фикс-идея - посмотреть термы Каракаллы. Тогда нас провозили мимо экскурсией по ночному Риму - эти величественные развалины подсвечивались и впечатляли. Туда я теперь и взял курс. От площади пьяцца дель Пополо - на юг. Там более, что по пути много интересного. По пути я читал вслух вывески и озадачивал дочку переводом. Очень мне понравилось название лавочки: "Salmoneria". Даже не сразу и прочёл правильно. А когда прочёл, подыскал перевод: "Семужная". То-то дочка этому слову удивилась. Ну, сёмгой там торгуют.
Вышли на пьяццу Навона. Там, конечно, народ, карикатуристы, негры торгуют селфи-стиками и лизунами. Лизун - это такая игрушка из полужидкого и полупрозрачного каучука - шмяк его с размаху об пол - превращается в лепёшку, а потом медленно принимает исходную форму. Два года назад исходная форма была просто шарик, а теперь, к примеру, шарик с пятачком и ушками - свинка наподобие смешариковой Нюши. Прогресс на рыло налицо. В общем, общее настроение на площади очень позитивное.
Главная фото- (и кино-) звезда там - фонтан Четырёх Рек, скульптора Бернини. Мучительно вспоминал, какие же четыре реки имеютя в виду. Ну, Нил и Ганг вспомнил правильно. Третья - Дунай (тот самый, которому Ярославна молилась). А четвёртая... не Амазонка, не Парана... Теперь уже в Википедию за подсказкой полез - Ла-Плата. Только в Вики неправильная ссылка дана - на вовсе невеликую реку Ла-Плату, что в США. А Бернини-то имел в виду залив Ла-Плата, общий эстуарий рек Уругвай и Парана. Он так велик, что мореходы принимали его за пролив из Тихого океана в Атлантический.
Я, имея отчество Львович, конечно, со львом сфотографировался. Вернее, с передним полулёвием.


Чтобы увидеть заднее полулёвие, фонтан надо обойти. То есть, его в любом случае надо обойти! И не раз! ... Другое скульптурное существо, в доспехах и с поцелуйными губами, делает честь анималистической фантазии Бернини. Это крокодил.


Я сейчас пересмотрел киношку "Ангелы и демоны", по Дэну Брауну. Фонтан 4-х Рек там играет сам себя, но у него, как у заслуженной кинозвезды, есть дублёры-трюкачи. По сюжету в фонтане тонет пленный кардинал, а профессор Лэнгдон (Том Хэнкс) за ним ныряет, спасает. Настоящий фонтан для таких трюков (утопления и нырьбы) мелковат. Насколько мелковат - красиво рассказано здесь
(Заикнувшись о фонтанах, позволю себе небольшой хроноскачок - к фонтану Треви нас водили в первый римский день, и Треви был на ремонте.


Хроноскачок окончен.)

Недалеко от пьяццы Навона - Пантеон. Пантеонище! Куполище из древнеримского бетона. 42 метра диаметр! (С хвостиком - 42,4).


А фантазёр Бернини не только львов и крокодилов ваял. Он оставил нам ненаглядного слона.
Какие лапочки! Какие глазоньки!


Далее мы проследовали мимо "Алтаря отечества" по дороге Форумов, миновали Колизей, а там и до Терм
Каракаллы оказалось недалеко. Вообще, историческая часть Рима не так уж велика. Но сколько всего там достопримечательного!
Вот, казалось бы, баня. Ну, баня. А вот - БАНЯ! Одно из чудес Рима. 400 х 400 м. Высотой разве чуть поменьше Колизея. (Колизей, мы так на глаз прикинули, с десятиэтажку.) Но от Колизея вреда больше, чем пользы, то ли дело баня. Большие бани до того и Траян строил, а после того и Диоклетиан строил. Но Каракалла всех переплюнул. Чем бы другим он удивил мир? Зверствами? Вероломством? Убийством брата родного? Логичная версия - постройкой бань он вознамерился отмыться перед богами и людьми.


Билет в баню мне показался дороговат - только потом я разобрался, что по тому же билету можно осмотреть ещё гробницу Сесилии Метеллы и виллу Квинтили, что по Аппиевой дороге. Билет действителен 7 дней, да где же их взять?
А римские граждане ходили в баню каждый день бесплатно. Помыться, помяться, развлечься, языком почесать.
Да и сейчас в банях так хорошо и интересно, что жалеть не приходится.
Сняв рюкзак, я сделал в банном дворе разминочку.


Душа подсказала правильно: баня и начиналась с залов для физических упражнений - палестр. А ещё там были помещения и бассейны разной температуры: кальдарий, терпидарий, фригидарий... (это не для холодных женщин, а просто с холодной водой). Мозаики, фрески, скульптуры - в числе прочих, Аполлона Бельведерского здесь откопали. Все находки теперь по музеям, остались только фрагменты черно-белых мозаик, колонны, стены. Но стены!




Вот чего только не было - мыла не было. Зола, оливковое масло, скребки.



Да, не надо забывать, что бани - это не только постройка, что к тому ещё водопровод, кочегарка, паровое отопление, канализация... Кому-то - нега, а кому-то - работа адова. Подземные помещения там тоже есть, но Посторонним Вэ, ничего ещё не экспонируется.
Самый большой бассейн - терпидарий - имел длину 50 метров; найден фрагмент его мраморного бортика с вырезанной разметкой для игры (Tabula lusoria). Мокли и играли.




В пояснении сказано: эта игра называлась "Tropa", у игроков были фишки (косточки, орешки, камешки), которые следовало по очереди перепасовывать из лунки в лунку по определённому маршруту, с помощью клюшечки или щелбаном. Кто первый прошёл всю тропу и пересёк финишную линию, тот и победил. Нацарапанные слова предположительно читаются: NESCIS/ PLORAS/AGIS/ CAVEBIS - "не знаешь, плачешь, движешься, осторожничаешь".



И работала эта баня не век и не два.
Во-о-от. А после бань мы пошли искать старую Аппиеву дорогу. Это удалось не сразу, потому что обе карты - отельная и ватиканская - за банями заканчивались, а банный кассир хоть и сказал свернуть направо, да не растолковал где. Так что мы ещё обошли какой-то парк, где вроде как выращивают парковую рассаду и живёт много зелёных попугаев... Нет, не в клетках - просто вольные зелёные попугаи. К сожалению, не очень фотогеничные. Пока он сидит в ветвях, его фиг заметишь, а как полетит - уже чёрта с два догонишь. Кто бы их научил подавать голос нормальным попугайским словом "Рома!" (Ведь так называется по-итальянски Рим; и этим же словом изъяснялся попугай из советского мультика.)
Но нашли и дорогу.
Это арка Друза


Никто не знает точно, была ли это триумфальная арка, приспособленная затем под опору водопровода (акведука), или для акведука и построена, только украшена ввиду значительности дороги. Дорога ведёт на юг, она первая в сети римских дорог, которые превратили Европу и Средиземноморье в Римскую Империю. Прямые, инженерно продуманные, надёжные дороги позволяли быстро доставлять вЕсти, товары, войска.  Прокладкой занимался стройбат, рабам такое не доверяли. Мосты, виадуки, тоннели. Канава, дренаж, трамбовка, засыпка, мощение и пр. премудрости, русским до сих пор не понятные. Античная вымостка за 2000 лет утратила былую идеальную гладкость, но ведь за сколько лет!

Дальше по дороге есть участки полностью с античным панцирем. И много ещё интересного. Мы не дошли. Во-первых, не имели информации, что там и где, а во-вторых, начали уставать, белокожую дочку допекло солнце. Я теперь знаю, докуда мы дошли - до церкви Domine Quo Vadis. До этого же места, как считается, дошёл и апостол Пётр, намеревавшийся покинуть Рим, тут и встретил Иисуса, которому задал вопрос: - Domine quo vadis? Господи, куда идёшь? - В Рим, на второе распятие, - ответил Учитель. Пётр устыдился намёка, повернул в Рим, где и встретил героическую смерть.
Нам с дочкой никаких таких знамений не было. Мы просто съели на лавочке колбасу "московскую", из Самары привезённую, да и обратили стопы в свой отель на площадь Порта Маджоре.
Вечером на той же улице Порта Маджоре встретили трамвай, направляющийся в сторону Тольятти. Как выяснилось, улица виале Пальмиро Тольятти названа в честь того же самого деятеля, антифашиста и коммуниста, что и город в Самарской губернии. Фотоаппарата с собой не было. Но, говорю же, в Риме нет ничего не сфотографированного до нас.
Tags: Культпоход, По Италии, Фото
Subscribe

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Тринидад (без Тобаго)

    Вот такая версия подвига Семёна Удалова: - из книги А. Ф. Погосского "Оборона Севастополя". Это четвёртое издание рассказов для народа,…

  • Прорыв

    Я получил по почте книгу - в признательность за то, что консультировал одного из авторов по некоторым вопросам. Книга называется "Записки о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Тринидад (без Тобаго)

    Вот такая версия подвига Семёна Удалова: - из книги А. Ф. Погосского "Оборона Севастополя". Это четвёртое издание рассказов для народа,…

  • Прорыв

    Я получил по почте книгу - в признательность за то, что консультировал одного из авторов по некоторым вопросам. Книга называется "Записки о…