callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Опознание немца

В прошлом посту я пришёл к выводу, что Агния Павловна Динесс, побывавшая в Петропавловске в 1895 году, дважды запечатлела на фото тот самый пароход, на котором и путешествовала. На его дымовой трубе белым по тёмному нарисована буква W, из чего следует, что пароход иностранный; по совокупности иных сведений, скорее всего немецкий. Потому я и назвал его условно "Немец". Агния Павловна подсказала, что пароход выполнял рейс Добровольного флота, с посещением Петропавловска, Аяна, Гижиги и Охотска. В рекламе Доброфлота на следующий, 1896 год, разумеется, иностранные зафрахтованные суда не названы. Но реклама любопытная (из "Морского сборника"):


Возможное название "Немца" подсказал капитан русского крейсера "Забияка" - год назад этот рейс под флагом "Доброфлота" выполнял германский пароход "Independent". Как это доказать (или опровергнуть?)

В книжом поиске Гугла есть японская англоязычная газета "Japan Daily Mail", c отвратительным качеством просмотра фрагментов. Тем не менее из неё удалось узнать, что германским пароходом "Independent" командовал капитан Аренкиль. Возил пароход всё что ни подвернётся и куда угодно в пределах Тихого и Индийского океана, грузы и людей, японских и китайских рабочих (кули), в том числе в Гонолулу, Дели и Мехико. Такое судно называется "tramp ship" - "бродяга". Проскользнул инициал капитана: J. Ahrenkiel. Выяснилось, что был он датчанин, Юрген Хансен Аренкиль (1862-1924); тогда просто капитан, а с 1910 года сооснователь гамбургской судовладельческой компании Ahrenkiel & Clausen, дочки которой поныне бороздят просторы всех океанов. Владельцами судов-"бродяг" часто и были их капитаны, но к "Индепенденту" это не относится.
Как раскопал Мануэль Риггер (не знаю, кто он, но опубликовал работу о немецком судоходстве в китайском порту Сямэнь), "Индепендент" принадлежал кёльнскому семейству Валь (Wahl), рулил в котором Рудольф Валь младший. Судоходных компаний у семейства было несколько, притом небольших, в частности компания "Actien Ges. Rhederei "Independent" Mannheim (Köln)" владела одним пароходом "Independent". Как утверждает Мануэль Риггер, хозяином числился W. Wahl (так, вероятно, записано в портовых документах Сянмэня).
Сразу две буквы W обнадёживают - я ведь ищу пароход с буквой W на трубе!
Но названия валевских трудяг-пароходов настолько незатейливы, что их фотографии искать, что море цедить десертной вилкой.
По счастью сам герр Рудольф Валь оказал неоценимую услугу моему поиску. Он в 1887 году нарисовал акварелью один из своих пароходов, под названием "Energie" (Отсюда.). И на трубе у него - что?...!


Нет сомнений, на трубе "Индепендента" тоже должна быть подобная литера.
Списки немецких пароходов можно почерпнуть в ежегоднике "Handbuch für die Deutsche Handels-Marine". В буксгугле для поиска доступен год 1894 (где капитан "Индепендента" Ю. Аренкиль), а на турецком сайте есть пдф за 1990-й (капитан уже А. Хольц). Я сделал выборку пароходов Рудольфа Валя младшего, мало ли кому понадобится.

(Оригинальный размер, но разрешение всё равно так себе.)

Считаю название грузопассажирского парохода, запечатлённого в Петропавловской гавани Агнией Павловной Динесс, установленным с вероятностью 99%. Это действительно немец, название "Independent".

PS Нечаянно закачал оглавление немецкого ежегодника. Здесь

UPD (07.12.2018). Это 100% пароход Рудольфа Валя "Independent", название читается на снимке из фондов ДВГНБ (альбом «Фотография А. П. Динесс на Амуре. [Уссурийская железная дорога]»). Спасибо за информацию Кристине Андреевне Загородней, сотруднику ДВГНБ.
Tags: Динесс, Изонаходки, История, Камчатка, Корабли, Разыскания
Subscribe

  • В храме был

    В Морском Соборе Петропавловска-Камчатского. (15 мая это было.) Я не религиозный, в собор пошёл по делу: мне сказали, что там на стенах доски с…

  • Крест над обрывом - 2

    Про то, как я углядел на Никольской сопке деревянный крест МОЖНО КАРТИНКИ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ Я заметил его случайно, осматривая гребень сопки в…

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • В храме был

    В Морском Соборе Петропавловска-Камчатского. (15 мая это было.) Я не религиозный, в собор пошёл по делу: мне сказали, что там на стенах доски с…

  • Крест над обрывом - 2

    Про то, как я углядел на Никольской сопке деревянный крест МОЖНО КАРТИНКИ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ Я заметил его случайно, осматривая гребень сопки в…

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…