
(Чуть крупнее.) Этот план на форзаце книги П. Калмыкова «Клад и другие полезные ископаемые» нарисовал художник Денис Лопатин, а красиво оформила Анна Староверова
О поиске месторасположения батареи № 4 в 1854 я рассказывал в давнем посту. Командовал батареей Мичман В. Попов. Батарея № 4, она же Красного Яра, она же «Кладбищенская», как назвал её свидетель-супостат Эдуар Ванеку Дю Айи. Он же сообщает: батарея Кладбищенская – "самая отдаленная, трех пушек, поставленная на обрыве восточного берега; вторая, одиннадцати пушек, на том же берегу, приблизительно в 1200 метрах от первой, в основании косы" . То есть, 1200 метров – это расстояние от основания косы до батареи № 4.
Я же выбрал место для батареи № 4 над возвышенным обрывом, по сути это мыс, но названия ему на карте я не нашёл, поэтому буду называть по городскому адресу: «Охотская, 1».

Но от бывшего основания косы эта точка несколько дальше, чем указывал Дю Айи (1200 м) и чем указывал наш военный инженер Мровинский (550 саж. – 1174 м), по картам гугл расстояние оказывается полтора километра.
Трудность поиска заключается в отдалённости батареи № 4 от эпицентра наиболее кровавых схваток, поэтому на всех схемах сражений (ключевое слово «схемах» – не картах) она и показана схематически. Хорошей карты этого участка берега не находится – никого он не интересовал.
Доверять ли саженям Мровинского? Если считать, что 1 сажень = 7 английских футов = 84 дюйма = 2,1336 метра, то по Мровинскому возвышенные батареи располагались на следующих высотах от моря:
Сигнальный мыс – на 13 саж. (27,7 м)
Лаперузов перешеек – на 8 саж. (17 м).
Красный Яр – на 13 саж. (27,7 м).
Допустим. А как с высотами сопок? По Мровинскому:
«Сигнальная гора имеет вышины 28 саж.» (59.74 м) «Никольская гора возвышается до 35-ти саж.» (74,6 м).
По современным же картам: сопка Сигнальная высотой 55,8 – 58,1 м, Никольская 102,1 – 108 м (цифры в источниках колеблются). Вот и верь. В каком месте они там мерили Никольскую сопку? Не подросла же она.
Но постепенно всё больше несоответсвий накапливалось между мысом «Охотская, 1» и батареей №4. Расстояние – это одно. Второе: обзор с мыса прекрасный, но столь высокое положение батареи над морем не нужно Потому что задача батареи была не стрелять как можно дальше, а держать в зоне обстрела фарватер, ведший в гавань. Не вниз же стрелять пушкам.
Далее, батарея, по утверждению Мровинского, располагалась на ПЕСЧАНОЙ возвышенности. А мыс «Охотская, 1», хоть и не базальтовый монолит, но сложен из плотно спрессованных разнородных камней.
Наконец, на русском плане сражения 1854 года видно, что батарея Красного Яра располагается в междуречье ручьёв Поганки и Гремучки.

И если к югу от «Охотской, 1» до Кислой Ямы (Мыса Санникова) в бухту никаких ручёв не изливается (а если бы такой ручей был, то был бы водопадом), то к северу ручей есть. Стало быть, он и называется Гремучка. А возвышенность между долин Поганки и Гремучки я разглядел поначалу на старых фото Сильницкого и Малеса.

А потом, когда знаешь куда смотреть, эта возвышеность видна и сейчас. Только частично она срыта, благодаря тому, что действительно, как и говорил Мровинский, сложена из песчаной породы, и эта порода пошла на расширение берега. Ну так вот, эта возвышенность и есть Красный Яр. Теперь я могу найти его и на карте У. Бичи.

И с самолёта разглядеть.

Вот теперь и расстояние совпадает с указанным Дю Айи.

И, между прочем, на плане Дж. Палмера батарея № 4 была похоже показана.
Но с высотами батарей над морем я определиться не могу, какие-то у Мровинского странные сажени.
И по картам Гугла высоты сильно приблизительные, например, нужные высоты сопок Никольской и Сигнальной я из Гугла не получил.
