?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Художник, персонаж и прототип
Некрупный орёл
callmycow
Когда скульптор-антрополог Герасимов воссоздал по черепу облик Ивана Грозного, люди стали подмечать сходство этого облика с лицом на картине Репина "Иван Грозный и сын его Иван". Сходство есть, но эксперимент не совсем чист. Я так думаю, не в укор обоим великим одушевителям, при воссоздании формы носа они должны были ориентироваться на имеющуюся древнюю парсуну царя. Косточки носа оставляют простор для фантазии.
Пару лет назад художник Денис Лопатин в иллюстрацию книге "Клад и другие полезные ископаемые" изобразил роковой момент французского лейтенанта Альфреда Лефевра. 5 сентября 1854 года, в разгар дела на Никольской сопке, капитан де Ла Грандьер послал своего адъютанта Лефевра найти капитана Барриджа, чтобы согласовать огранизованный отход. Группа Лефевра, однако, наткнулась на русских. На какой-то миг Лефевру показалось, что перед ним союзники, англичане, он скомандовал своим "Не стрелять"; но русские открыли огонь и лейтенант упал, прошитый четырьмя пулями. Говорят, он успел осознать ошибку и скомандовать "В штыки, друзья!" Вынести офицера из боя друзья не сумели, его останки и ныне покоятся в братской могиле близ монумента "Часовня".
По версии персонажа повести Гены Динозаврика в столкновении принимал участие и камчатский пёс по имени Чалкин
, он погиб от лефевровской сабли. Этот момент и изобразил Денис.



Второпях Денис не нарисовал Лефевру ножен для сабли - их добавила Аня Староверова, наша fishka_anna.
Но на этом не успокоилась, а отыскала вот недавно не менее как прижизненный портрет лейтенанта Лефевра.

Вот каков он был, Альфред Лефевр-Лакав-Лаплань.
Не вижу никакого противоречия между образом карикатурно-фантазийным и реальным.
Браво, Денис. Спасибо, Аня.

(Ссылка: CARNET DE LA  SABRETACHE.
Revue militaire rétrospective
Publiée menseulement par La Société de la Sabretache
№ 217. — JANVIER 1911   http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k115365p/f1.planchecontact]

"Attaque de Petropalowsk, en 1854, par une escadre franco-anglaise", avec deux planches en noir hors texte et an plan dans te texte. Par M. le colonel Delannoy).



  • 1
> Косточки носа оставляют простор для фантазии.
Как говорят профессиональные антропологи (в том числе и непосредственно занимающиеся реконструкцией лица по черепу) - не очень большой.
И потом, реконструкции Герасимова неоднократно проверялись в судебно-медицинской практике, и результат был всегда неизменно превосходным. А ведь нос - это очень важный вопрос в деле опознания :)
Кстати, по теме: нос у обоих Лефевров существенно разный, по словесному портрету их могли и не опознать.
А вот где нос правильней - тоже вопрос: художник XIX века вполне мог придать персонажу нос от древнеримских греков, а не переднеазиатских арменоидов.

Edited at 2016-12-18 02:04 pm (UTC)

Всё так.
Форма кончика, вырез ноздрей определяются хрящами, не косточками. Но переносье, горбинка, ширина носа - уже немало.
Да, портретисты XIX века мухлевали в сторону противоположную от шаржистов :)) Как Пушкин писал, "...но это зеркало мне льстит".
Что до шаржей, то, как Лопатин мне рассказывал, при полной узнаваемости черт лица юридически сходство недоказуемо. А Лопатин знает, на него регулярно обижаются.

А я забыла про ножны)) Ты меня удивил))

Не для славы рисовала!))

  • 1