callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Рапорт контр-адмирала А.Б. Асланбегова, 1881 г. Часть 1

Имя этого адмирала в моём ЖЖ уже встречалось, притом и пост назывался "Асланбегов здесь дурит". Ну, дурить мы все горазды, хоть не все мы адмиралы, но и не только ведь дурим.
Никакого особого интереса к Асланбегову у меня не было, а просто собирая сведения о пароходе А.Ф. Филиппеуса "Камчатка", я нашёл две ссылки на статьи "Морского сборника". Одна - совсем маленькая заметочка, переводная из английского журнала.
1) Морской сборник, 1880, № 12 .
Пароход «Камчатка». 20-го ноября (н. ст.) с верфи Лобница и К., в Ренфрю, в Англии, спущен на воду винтовый железный пароход «Камчатка», выстроенный для г. Филллипеуса, занимающегося морскою торговлею в Северном Тихом океане. Длина парохода 225 фут. и ширина 29 фут. Машина системы компаунд, в 900 индикаторных сил.
(«Jron»). [Именно так напечатано: фамилия Филиппеуса через тройное "л", а журнал "Jron" - может быть, "Iron"?]

2) А вторая статья - как раз рапорт адмирала Асланбегова, Морской Сборник, т. CLXXXVII, 1881, № 12, м. хр. 1—34. И несмотря на то, что о пароходе "Камчатка" там немного, я решил выложить всю статью, раз уж всё равно добыл её и отекстовал. Никогда не знаешь, кому что и когда пригодится.
Итак.

ИЗВЕСТИЯ О ПЛАВАНИИ НАШИХ СУДОВ ЗА ГРАНИЦЕЮ
Отряд судов Тихого океана
Копия с рапорта командующего отрядом, контр-адмирала Асланбегова, Его Императорскому Высочеству Великому Князю Алексею Александровичу. Сан-Франциско, 24 августа 1881 г.
4-го июня я вступил в командование Высочайше вверенным мне отрядом судов и станциею в Тихом океане.
В тот же день составлена была мною программа большого плавания, а в другой – имел честь депешею испросить на него утверждение и, получив утвердительный ответ, приступил к различным приготовлениям и инспектированию судов.
«Африка» был в Сингапурском доке, для очистки подводной части, а все клипера были: «Вестник» исправлял раму винта в Нагасаки, «Пластун» послан во Владивосток в распоряжение генерал-губернатора Восточной Сибири, «Стрелок» получил назначение идти в Камчатку и к Беринговому проливу; фрегат «Князь Пожарский» около месяца стоял в Золотом Роге и, наконец, фрегат «Герцог Эдинбургский» только в конце года может присоединиться ко мне.
18-го июня я вышел из Иокогамы и, зайдя в Хакодате на 36 часов, пришел 26-го в Владивосток, намереваясь через 3-4 дня идти по всем русским портам Восточной Сибири. Но, к крайнему моему сожалению, машина и котлы «Азии» потребовали исправлений и задержали меня в этом порте. Портовая комиссия, вызванная по моей просьбе главным командиром, по тщательном осмотре, доложила подробно о найденном состоянии котлов и машины, как видно из прилагаемых рапортов, и потребовала целый месяц для работ.
Мне оставалось дожидаться присоединения крейсера «Африка», который прибыл 4-го июля вечером, совершив одиночный переход из Сингапура в Нагасаки в 2500 миль за 9 1/2 дней, то есть со средней скоростью 11 ½ узлов, как равно и в Владивосток в 2 1/2 дня.
11-го июля я перенес свой флаг на «Африку», а 12-го в полдень вышел из Владивостока. 13-го утром зашел в бухту Св. Владимира, для ее осмотра, и как она необитаема, то, не становясь на якорь, через час, обойдя ее кругом, вышел, направясь в Императорскую гавань. Густой туман не позволял видеть ее входа, и поэтому, чтобы не терять времени, приказал идти в Де-Кастри, куда прибыл в полдень 15 июля, т.е. ровно через трое суток. Явившийся смотритель маяков привез ко мне и свою команду, и из разговора с нею я узнал, что некоторые уже седьмой год бессменно несут службу в этом пустынном месте, питаясь постоянно солониною. Позволяю себе сказать, что полагал бы справедливым сменять ежегодно этих людей из Сибирского экипажа, подобно как это делается с сухопутною командою, откомандированною отсюда в Императорскую Гавань. Прожить в подобном месте всю семилетнюю службу и при сказанной обстановке — может справедливо почесться за ссылку в наказание.
На берегу меня встретил начальник Александровского поста, у которого постовой команды хотя и числится 120 человек, но за различными командированиями остается на лицо 60. Казармы стары, пошатнулись, но содержатся в порядке. Единственная лавка продает вещи по необыкновенным ценам, поэтому жизнь очень дорога и гг. офицеры в долгах. В конце рапорта я привожу цены необходимым предметам, которые баснословны. Рыболовство составляет единственное развлечение и служит хорошим подспорьем в пище.
Из Де-Кастри, с рассветом, в 4 1/2 часа утра 16-го июля направился к Сахалину в Дуэ, лежащему в 63-х милях, куда прибыв через 5 1/2 часов, приказал пополнить уголь.
Осмотр Дуэ невольно наводит меня на некоторые мысли. Остров Сахалин избран был местом ссыльнокаторжных, которым по суду назначается производить рудничные работы — добывание каменного угля. Подойдя к галлерее, я просил; чтобы при мне послан был человек и, исполнив работу, т. е. наполнив до половины тачку, вернулся назад. Высота галлереи в 3 фута и потому он пополз туда на четвереньках с киркою и тачкою, и по окончании возвратясь, тащил рукою за собою тачку, которая полная представляет весу 4 пуда. Тогда я вполне должен был согласиться с мнением здешнего горного инженера, что труднее этой работы ничего быть не может, прибавив к сказанному, что в галлерее постоянно мокро и нет достаточно воздуха. Я видел, что эти работы составляют достойное возмездие за убийство и разбои, но к сожалению не для всех убийц участь одинакова. Так, когда я пошел по казармам и тюрьмам, то на первых шагах натолкнулся на трех известных русскому обществу, по опубликованным интересным процессам, убийц: Ландсберга, Маевского и Смирнова. Эти преступники, как грамотные, употребляются для переписки бумаг в канцелярии, как объяснили мне, по недостатку писарей. Они имели веселый, здоровый и довольный вид.
Из казарм я зашел в церковь, и встретивший меня священник говорил, что хотя она и не мала, но всегда бывает переполнена народом. Далее я заглянул в школы русскую и еврейскую, где учатся до 20 мальчиков и девочек — детей преступников, так как многие из жен следуют за своими мужьями; девочка бегло прочла, а 6-ти летний мальчик сказал басню. Осмотрел лазареты и нашел их удовлетворительными.
Идея о переселении ссыльнокаторжных на о. Сахалин была рассмотрена и решена на том основании, что в Сибири не хватало рудничных работ для 12-ти тысяч сосланных, там находящихся. Год тому назад прислан был сюда статский советник Матцуль, агроном, для содействия развитию частного хозяйства между поселенцами, т. е. приготовить землю настолько, чтобы ссыльнокаторжные, по окончании срока, имели бы возможность существовать безбедно и зарабатывать себе жизнь. Из подробного разговора с ним я вынес особенное к нему уважение; это один из тех почтенных русских людей, которые отдают себя всецело своему долгу и с любовью занимаются своим делом, — человек труда и характера серьезного.
Работы, которыми здесь занимают преступников разряда исправляющихся, следующие:
1) Проведение дорог и каналов, осушка местности.
2) Различные мастерства.
3) На паровой мельнице.
4) На солеварне.
5) На горшечном заводе.
6) На кожевенном заводе.
7) Рыболовство—весьма прибыльное.
8) Скотоводство и овцеводство, которое возможно здесь в самом широком размере. Для доказательства можно указать на некоторых преступников, которые уже теперь имеют по десятку и более голов, а некто Кутузов—30.
Мясо здесь продается по 12 р. за пуд, но по словам г. Митцуля можно надеяться, что года через 3 оно будет стоить 9—10 р.
Климатические условия позволяют иметь здесь:
a) Картофель — идет великолепно и бывает сам 50, следовательно будет в большом изобилии.
b) Капуста, редька, морковь, огурцы и все овощи, не исключая дынь и кукурузы.
c) Хлеб: рожь озимая и яровая.
d) Пшеница озимая и яровая.
e) Ячмень обыкновенный и голый.
f) Овес.
g) Сено в изобилии и бывает два покоса. Следует заметить, что ссыльнокаторжные обращают
особенное внимание на все то, чего не получают от казны; получают же они обыкновенный паек, 25 копеек на зелень и овощи и мяса 40 золотников, а рудничные по 1 фунту мяса и 4 фунта хлеба.
Добровольный флот оказывает содействие привозом из Одессы чая, сахара и муки по тамошним ценам, т. е. без фрахта.
Администрация стремится к тому, чтобы все необходимые овощи и предметы развести здесь и покупать от преступников в казну, для их же продовольствия и тем приучив их к труду, дать им верный сбыт всего ими же обработанного.
На всем Сахалине преступников и поселенцев считается до 3 000, а собственно в Дуэ их до 1 000. Кроме сказанного выше довольствия эта тысяча получает 9 000 р. на улучшение пищи и имеет сверх этого обильное рыболовство. Г. Митцуль говорит, что пища и обмундирование удовлетворительны, кроме обуви; но этому горю поможет развитие скотоводства, кожевенный завод, а сапожники найдутся.
Но весьма желательно увеличение средств школы, где конечно кроме грамотности необходимо учить мальчиков ремеслам, девочек рукоделиям, чтобы, по достижении 16-ти летнего возраста, они были бы в состоянии зарабатывать самостоятельно себе жизнь.
Воинская охрана на Сахалине состоит из постовых команд:
В Дуэ..... 300—ком. майор Лохвицкий.
— Александровске . 150—ком. капитан Матусей.
— Тыми..... 150—ком. майор Дуров.
— Корсакове. . . 200— ком. майор Мячиков.
В настоящее время всеми ссыльнокаторжными заведует подполковник князь Шаховской. Кажется, имеется в виду с производством его в полковники сделать его губернатором или начальником Сахалина, разделив заведывание преступниками на два округа; ему вполне подчинить северный, а майору Янцевичу южный.
Из Петербурга прислана ученая экспедиция для исследования фауны о-ва Сахалина и в частности фарватера реки Тыми и Ньюторской или Ныйской бухты на восточном берегу острова, а равно и для воспрепятствования японцам делать сплошные заграждения через эту реку у ее устья и тем лишать жителей обильного рыболовства. В комиссии состоят: Поляков — магистр зоологии, его помощник — кандидат зоологии Петербургского университета и при них военная команда с ружьями и револьверами, в числе шести человек, под командою подпоручика Шишмарева, хорошо знающего край и говорящего по-японски, четыре человека из числа близких к освобождению преступников и переводчик японец. Горный инженер Курбановский прислан от правительства для устройства правильной обработки каменного угля, потому что существующая теперь, т. е. бросание угля сверху по трубам, соединяет его с землею и песком и потому уголь в печах спекается, тогда как по внутреннему достоинству он несравненно выше Токасимского и вовсе не имеет серного колчедана, который и бывает причиною спекания; следовательно дурная обработка прививает ему тот недостаток, из-за которого он дурно идет в торговле, лишая его достоинства.
Дела Сахалинской компании идут плохо не потому, что дело само по себе плохое, – дело может и должно быть хорошо, но надобно быть такими апатичными антрепренерами, которые не хотят ни ознакомиться с делом, ни ломать свою барскую голову, чтобы так безобразно вести дело. Нужно затратить не более 150 тысяч руб., чтобы копи легко давали более 3 1/2 миллионов пудов, т.е. 60 тыс. тонн в год, а так как он продается здесь на месте по 9 p., то выйдет 540 тыс. Положив широкою рукою 140 т. р. на расходы, окажется чистого барыша 400 тыс. руб., теперь же компания несет убытки.
Курбановский немедленно приступил к водворению другой системы доставки, т. е. к прорабатыванию дороги, площадок, с которых уголь будет доставляться в закрытых вагонах по наклонной плоскости собственною тяжестью, и так как будут два пути, то по одному будет спускаться уголь, подымая в то же время опорожненный вагон к верху. И просто и хорошо, а главное, уголь поступает в склады чистый от песку и земли.
Я пожелал ехать на катерах в Александровку, лежащую за мысом Дуэ в бухте Жонкьер, в красивой долине, пригласив с собою всех меня сопровождавших, но к сожалению начал находить туман и ветер засвежел, а так как на рейде Дуэ, которого точнее сказать не существует, быстро разводит волнение, то я должен был возвратиться назад. По словам здесь служащих, эта местность имеет будущность и уже решено перенести туда всю администрацию. Телеграфная станция уже устроена там, и кабель, положенный на днях коммерческим датским пароходом, стоявшим при мне на рейде, дает возможность открыть телеграфное сообщение завтра, т. е. 17-го июля.
В заключение скажу, что я сожалел, не застав здесь князя Шаховского (уехавшего провожать генерал-губернатора, осматривавшего Дуэ две недели тому назад), о котором общее мнение, что он добросовестно и искренно трудится на своем новом поприще.
По окончании нагрузки угля, в 11 часов вечера, 16-го снялся с якоря; 17-го утром в первый раз увидел солнце в Татарском проливе и хорошо очерченный берег; ровно через 12 часов вошел в Императорскую гавань.
Здесь представляются три прекрасные бухты: северная небольшая и узкая, западная или бухта «Паллада» (где этот фрегат был затоплен во время последней крымской войны) и наконец юго-западная, — одна из обширнейших бухт в мире. В этих бухтах могут разместиться до 100 кораблей.


(Продолжение следует)
Tags: Адмиралы, Камчатка, Корабли
Subscribe

  • ТУРИСТЫ

    В пятницу с Альдебарана Прилетели два барана. Погуляли в зоопарке, Заглянули в супермаркет, Общипали весь газон (Благо, летний был сезон). Так ничем…

  • В храме был

    В Морском Соборе Петропавловска-Камчатского. (15 мая это было.) Я не религиозный, в собор пошёл по делу: мне сказали, что там на стенах доски с…

  • Крест над обрывом - 2

    Про то, как я углядел на Никольской сопке деревянный крест МОЖНО КАРТИНКИ ПОСМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ Я заметил его случайно, осматривая гребень сопки в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments