callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Рапорт контр-адмирала А.Б. Асланбегова, 1881 г. Часть 5

(Предыдущие части: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я.)

Находясь в Беринговом море, с полдня 1-го августа замечено было, что барометр стал значительно падать и с 30,03 спустился к 8 ч. утра 2 августа до 29,12, причем ветер, дойдя до силы 7 баллов в полночь, ослабел к 8 ч. утра до 2-х. С этого времени барометр пошел столь же быстро кверху, а сила ветра стала увеличиваться и в 4 часа при барометре 29,60 достиг степени шторма в 10 баллов. В полночь на 3-е августа барометр — 30,0, сила ветра 4, а к полдню 30,25 при ветре в 2 балла. Направление его от OSO перешло к ONO, потом снова SO, S, SW, WSW, когда он достиг наибольшего своего напряжения. Зыбь развело значительную и крейсер клало аппроксимативно более 40° (высшая точка кренометра 35°) в одну сторону и 33° в другую. Зыбь долго не улегалась, ход, несмотря на стоявший полный фок, уменьшился до 7 узлов.
Из этих указаний барометра, а равно и силы ветра с его переменами, спорной зыби, я полагаю, что мы находились хотя и в дальнем расстоянии, но в окраине урагана, что со временем может подтвердиться в С.-Франциско.
Качка на «Африке» беспокойнее и стремительнее, чем на «Азии», на которой мне случилось выдержать шторм с такою же силою при переходе моем в минувшем году 27 и 28 ноября из Хакодате в Нагасаки. «Африка» страдает излишнею остойчивостью, высота метацентра от центра тяжести 3,61 и поэтому получает сильный толчок, когда склоняется до низшей точки своего погружения. Валы доходили до высоты борта и один только раз крейсер черпнул бортом, причем верхняя часть вала подошла под вельбот, произведя, впрочем, самые незначительные повреждения. Площадь всей парусности незначительна: 11 368 ф. отстояние центра парусности от грузовой 56 ф. 6 д., а на нос 6 ф. 5 д.; отношение площади парусности к площади миделя 20,8. Поэтому крейсер исключительно паровое судно. В дальнейших переходах имею в виду испытать его под одними парусами, тогда как в настоящее время особенно торопился в Сан-Франциско, потому что 40 дней как я вышел из указаний телеграфа и 70 дней мы не имели ни официальной, ни частной корреспонденции.
Туман закрыл берег, и потому только в 9 ч. 4-го августа, в расстоянии 10-миль открылся остров Уналашка, а в 10 ч. стали на якорь, в порте Иллюлюк, в бухте Капитанской, на глубине 15 саж., в 2 1/2 кабельт. от селения, на хорошо закрытом рейде. Через полчаса явились православный священник Иннокентий в сивильном платье, американцы – агенты Компании и доктор. По съезде моем на берег, я направился в церковь, которая содержится в большом порядке; служба совершается по всем воскресным и праздничным дням. Отец Иннокентий человек умный и дельный, имеет большое влияние на прихожан, которые, в знак особенного уважения к нему, выстроили ему дом, обставленный с комфортом, чисто, опрятно и уютно. Он уже 34 г. здесь находится, получает хорошее содержание 1 800 дол. в год, совершенно свыкся с своим положением и не желает никаких перемен. Жаль что на Командорских островах нет подобного же служителя церкви, чего легко было достигнуть, поставив в контракте это условие sine qua non. За такое жалованье всегда можно найти дельного, образованного человека на срок примерно пяти лет. Здесь начат постройкою небольшой домик для преосвященного Нестора, епископа Алеутского и Аляскинского, который имеет намерение ежегодно приезжать сюда на некоторое время. О. Иннокентий объезжает весь остров на своей байдарке и своим появлением производит большое нравственное влияние, исполняя при этом различные требы. Алеуты и креолы понимают, что настоящее их правительство Соединенные Штаты, но гордятся быть русскими, считают Россию своею отчизною и крепки в православной вере. Я был 6-го августа, в праздник Преображения Господня, в церкви, послал певчих, команду, как равно накануне у всенощной, и нашел большое благочиние, все усердно молились, становясь неоднократно на колени, Пение за всенощною было совершенно своеобразное, какое мне не удалось никогда слышать. При молебне присутствовал другой священник, по имени тоже Иннокентий, назначенный на о-в Георгия и дожидающийся случая туда попасть.
Магазины и лавки здесь обширнее, чем на Командорских островах; мука, крупа, чай, мыло, солонина в годовой пропорции; имеется и уголь для своих пароходов, которые пристают к хорошо устроенной пристани в ковше, куда уже не достигает никакое волнение. Зайдя в три юрты, нашел их в таком же жалком положении, как и на острове Беринге; все народонаселение в числе 400 человек (мужск. и женск. пола с детьми) помещаются в юртах, а дома, расположенные на набережной. служат для складов. Американцы не очень заботятся о них, так как доходов не извлекают. Главная статья существования островитян – добыча бобров, которые здесь ценятся в 50 долл, и если алеут добудет 10, то семья его вполне обеспечена, в случае же его болезни или неудачного промысла, компания его поддерживает и дает в долг. Казалось бы не совсем дурно, но на вид они болезненны, удручены, печальны; одеты вообще бедно, — это уже не щеголи острова Медного. В Уналашке запрещение на спиртные напитки поддерживается весьма строго; никому из проживающих, без всякого исключения, не позволяется не только водка, но и виноградное вино. Алеуты умеют обходить этот драконовский закон и приготовляют себе квас с хмелем и напиваются им допьяна, что и случилось в день моего прихода; когда я требовал лоцмана, ни один не выехал, все лежали в растяжку. Это напоминает мне забавный эпизод в Пирее, во время командования моего корветом «Сокол», шкипер англичанин приехал ко мне с убедительною просьбою дать ему 10 человек, для поднятия его якоря, так как команда его хотя и принадлежит вся к обществу трезвости, но в настоящую минуту мертвецки пьяна, а ветер попутный.
Я пробовал прокатиться на байдарке, которая с двумя гребцами идет так, что немного отставала от вельбота, шедшего рядом. На ней есть и крошечная мачта с четыреугольным миниатюрным парусом для попутного ветра. По словам О. Иннокентия, скорость достигает 4—5 узлов.
Во время стоянки в Уналашке, барометр стоял необыкновенно высоко — 30,65, можно было ожидать сильного северного ветра и ясного горизонта, между тем продолжались туманы, наружный термометр указывал 11°.
7-го августа, в 8 часов утра, с поднятием флага, «Африка» двинулась, оставив по себе, по словам администрации и жителей, надолго память, так как никто из них никогда не видал русского военного флага. Алеуты беспрерывно толпились и желали осматривать крейсер. Я приказал идти ближним Уналгинским проливом, который хотя и узок, но совершенно чист. Когда подошли к острову Уналга, то во всю его ширину играла белая пена от течения и водоворотов и напоминала в малом виде проход Naruto в Средиземном-Японском море. Течение здесь бывает от 3 до 5 узл.
Весь переход до Ванкувера был совершен при самых лучших обстоятельствах; чисто, ясно, светило солнце, давая возможность астрономически вести счисление, а попутный ветер и поставленные паруса с лиселями увеличили скорость хода до 12 1/2 узлов, так что расстояние в 1742 мили было пройдено в 6 1/2 суток, со среднею скоростью в 11,4 узла. Машина работала отлично при рабочем давлении в 57 ф. (полное — 70 ф.) и 55 оборотах (наибольшее — 62), Несколько диаграмм при сем прилагаются.
По рапорту командира, при последнем его переходе в 2 500 миль из Нагасаки в Сингапур, в марте месяце нынешнего года, т, е. до входа его в док, для проверки вала и очистки подводной части, среднее рабочее давление было 54 ф. и 50 оборотов, причем среднее суточное плавание оказалось 200 миль, т. е. средняя скорость 8,3 узла. Машина работала неудовлетворительно, был слышен стук и нагревание мотылевых и упорного подшипников, а также некоторое движение коленчатого вала в валовых подшипниках и, в силу этого, не дозволяло переходить за пределы 50 оборотов. Кроме неисправности по механизму, на скорость влияло обрастание подводной части мелкою ракушкою.
Из этого видно, насколько работы в Сингапуре были необходимы и полезны.
Отличное современное состояние крейсера лучше всего доказывается вышесказанными переходами.
Завод послал своего инженера англичанина Jeffrey для наблюдения за механизмом до Нагасаки. По приходе в этот порт, командир обратился ко мне с просьбою удержать его как весьма опытного техника при непосредственном участии которого производились все работы и кроме того, на том основании, что у него по штату недостает двух инженер-механиков, а именно: старшего его механика поручика Славинского, отправленного по болезни в Россию, и одного младшего, и что из двух остающихся подпоручик Швейкин кроме этого заведует минами Уайтхеда. Находя доводы его совершенно справедливыми, я, депешею из Владивостока, разрешил ему заключить контракт с Jeffrey'ем на самое короткое время, что и было исполнено, на выгодных условиях, а именно: на 6 месяцев по 175 дол. в месяц, следовательно, этою платою не вышли из нормы содержания двух недостающих механиков, между тем как Jeffrey, по своим знаниям и достоинствам, получал на заводе 300 дол. и согласился только потому на почти половинное содержание, что климат Сингапура для него был невыносим. Командир по настоящее время им очень доволен.
28
В 8 час. вечера 13 августа был брошен якорь на остр. Ванкувере, в совершенно закрытой бухте Esquimalt (Constance Cove) на 7 саженях глубины, грунт — ил. Бухта соединена с столицею Колумбии — Victoria, хорошею дорогою в получасовом расстоянии.
На рейде стояли: английский корвет Thetis и канонерская лодка Rocket, принадлежащие эскадре Тихого океана контр-адмирала Стирлинг, находящегося, по словам командира, в Калао.
Корвет Thetis принадлежит к числу многочисленных небольших корветов английского флота, 220 ф. длина, 36 ф. ширина, с углублением 16 1/2 ф. Машина Compound с 1 800 индик. силами и 1800 т. водоизмещения. Ходит, по словам командира, 9—10 1/2 узл., а не 13,4 узла, как выставлено у нас в Сборнике неброненосного флота. Имеет 14 орудий 64 фунт. калибра. Rocket маленькая канонерская лодка —580 тонн, 350 индикат. сил, скорость 8 узлов. Она уже 2 1/2 года стоит в Esquimalt, делая переходы к островам Шарлотты и т. п.
На другой день, 14-го августа, начались обычные салюты и визиты, а «Африка» приступила к нагрузке угля, которая здесь производится медленно и своими людьми за недостатком рук, так как зарабочая плата невозможна,— 2 1/2 дол.
15-го августа, пригласив командира и г.г. офицеров, осмотрел подробно адмиралтейство на Ванкувере, расположенное на мысу против входного маяка. В нем в миниатюре имеются всевозможные мастерские, но рабочих посылают военные суда, имеющие надобность в работах, так в парусной я застал матросов с Thetis'а починявших свой грот-марсель. Шлюпочная довольно больших размеров и в ней на балках были подняты около 15 шлюпок различных величин, совершенно готовых, с полным вооружением, на случай надобности эскадры Pacific и Flying, ныне уже называемой эскадрою Particular Service. Прежде они получали из Англии готовые шлюпки, а теперь сами строят, так как лес здесь в большом изобилии.
Виктории имеется частная паровая лесопильня и частный литейный завод.
По части запасов в экипажеских магазинах, адмиралтейство так богато, что может снабжать всеми потребностями, не исключая и орудий, не только две сказанные эскадры, но даже вдвое большие. На берегу лежали три 9-ти дюйм. орудия и десять 7-ми дюйм., заряжающихся с дула. Капитан над портом говорил, что для каждого судна, посылаемого на станцию, имеется в резерве по одному орудию и станку его типа. Мундирные материалы высылаются на 18 месяцев вперед. Все предметы уложены в превосходном порядке, рассортированы, каждый ящик имеет свой нумер, так что даже ночью в одну минуту легко отыскать. Кроме складов для флота, хранятся еще в большом числе орудия, лафеты, ружья, револьверы, палаши, снаряды, шанцевый инструмент для сухопутного ведомства. Порох и снаряженные бомбы хранятся на островке, лежащем в противуположном адмиралтейству ковше. На холме стоит мачта, на которой поднят флаг, около нее 4 пушчонки и единственный во всем порте часовой с ружьем. В Виктории есть небольшая батарея, которая в случае отсутствия военных судов может отвечать на салюты. На Ванкувере солдат нет, но состоит при администрации полковник с званием инспектора; говорят, что когда будет надобность в солдатах, их пришлют, а между тем полное снабжение готово. Пожарная помпа стоит в павильоне; она выбрасывает 6 тонн воды в одну минуту и может быть готова через 8 минут; помпа употребляется и для нужд города.
Морской госпиталь на 40 человек и имеет 4 офицерские палаты. Кровати с эластичными проволочными сетками, на которые кладутся мягкие, удобные тюфяки, воздух замечательно чистый; особенный барак для заразительных болезней. Ванны и клозеты очень удобно расположены у каждого выхода.
Добыча золота, когда она была обильна на Ванкувере, привлекла быстро искателей и народонаселение возросло до 30 тысяч, теперь же, когда вывозится золота не более 1 1/2 мил. доллар. в год, оно уменьшилось до прежней цифры в 5—6 тыс. Количество золота, добытого здесь за все время, 40 мил. доллар.
Угольные копи лежат в 75 милях от Victoria в Nanaimo bay и доставляются сюда на пароходах, из которых Bercar замечателен в историческом значении, как первый пароход, выстроенный в водах Тихого океана; ему 48 лет. Ванкуверский уголь прекрасного качества, дает много жару, оставляет мало мусора и не требует частого прочищения топок, колосников и дымогарных трубок. По внутреннему составу может быть поставлен между Кардифом и Антрацитом. Добывается его около 140 тыс. тонн. Цена 9 доллар.
Строевой лес в большом изобилии, он хорошего качества и достигает до 2 1/2 ф. в диаметре. Вода очень хороша и доставляется за 1 дол. тонн. Окончив описание порта, я должен сказать о двух будущих важных предприятиях:
1. Канадское правительство начало строить каменный док с гранитною одеждою. Длина его будет 400 ф., ширина 90 ф., углубление у ворот в большую воду 26 1/2 ф. Стоимость его вычислена в 500 000 доллар., но полагают, что он будет стоить не менее 1-го миллиона. Работы начались год тому назад и посмотрев на то, что уже сделано, нельзя не сказать, что они идут хорошо. Предположено окончить док через три года, но сам главный инженер строитель сомневается, чтобы это было возможно ранее 5 лет. Выкачка воды из дока должна производиться в 4 часа. Деньги дает правление Канады с тем, что если метрополия найдет его целесообразным, то оно возвратит деньги и возьмет в свое ведение.
2. Второе, несравненно обширнейшее предприятие, — это построение Канадской железной дороги через всю Северную Америку от Ванкувера до Галифакса, с мыслью перехватить всю восточную торговлю Тихого океана с Китаем и Япониею от С.-Франциско в Ванкувер, который на 500 миль лежит ближе к Иокогаме, а Галифакс на 600 миль ближе к Британскому каналу. Работы в некоторых местах на равнине начались, некоторые участки уже кончены, и полагают, что через 7 лет эта смелая мысль осуществится. Восемь месяцев в году будут пользоваться водяными сообщениями, доходя пароходами до Montreal. Будущая конкуренция неминуемо вызовет удешевление фрахтов и товаров, которое всегда и всем одинаково полезно, а потому нельзя не пожелать успеха этому широко задуманному предприятию.
Станция о-ва Ванкувера справедливо может считаться превосходною. Хорошо защищенный рейд с глубиною от 5 до 10 сажен, при грунте ил, не говоря уже о гавани и ковшах, отличный климат, частые пароходные сообщения, три раза в неделю пароход уходит и приходит из С.-Франциско, снабжая всевозможными лучшими фруктами; дешевизна пищи, прекрасное мясо в 7 1/2 цент за англ. фунт, хлеб 4 1/2 ц., зелень 1 1/4, изобилие разнообразной рыбы, отличная вода, богатство строевого леса и угольных копей и наконец золотые россыпи — дают ей полное право на это название. Но по политическому и финансовому значению порт стоял до сих пор на скромном месте. Теперь, с устройством дока и, главное, окончанием железной дороги, он получает первостепенное торговое значение и может стать между английскими колониями на равную ногу с Сингапуром и Гонг-Конгом.
Нельзя не позавидовать и не сказать, что на нашу долю, к сожалению, достались: Владивосток, Кастри, Дуэ, Корсаков — с суровым, холодным климатом, бедною природою, вечными туманами, всевозможными лишениями и отсутствием пароходных и почтовых сообщений. Приятно было бы иметь хоть один уголок, подобный Ванкуверу. Прием, сделанный нам губернатором Корнвалем и жителями, был самый радушный. Газетные репортеры расхваливали крейсер ежедневно, и по их мнению, лучшего судна никогда не бывало еще на Ванкувере, а скорость его хода ими указана в 15 узлов. Всякий день приезжали посетители в большом числе. Наконец, в воскресение 16-го августа, явился из Victoria bay пароход, нанятый публикою в числе 400—500 человек, чтобы посмотреть русский военный крейсер. Пароход обходил несколько раз кругом; публика сочувственно махала шляпами и платками, и чтобы ответить на их заявление, все время играла музыка, а при приходе и уходе исполнен был английский национальный гимн.
Так как музыки на Ванкувере нет, то губернатор обратился ко мне с просьбою послать музыкантов в публичный сад и этим доставить большое удовольствие жителям, на что конечно я охотно согласился. Весь город высыпал, устроилось народное гулянье и по окончании пиес раздавались громкие рукоплескания. В заключение, по общей просьбе, был сыгран русский народный гимн.
В этот день окончилась погрузка угля, а на другой, т. е. 18-го августа, в 7 час. утра, я приказал сняться с якоря и идти в С.-Франциско.
Переход совершен был при самом спокойном состоянии моря: или штиль, или маловетрие, на короткое время прерываемое попутным ветром в 2—3 балла, так что 20 августа в 8 час. вечера, пройдя мыс Arena, должен был приказать идти малым ходом; чтобы, открыв маяки Reyes и Farallones, подойти не ранее рассвета на вид входных Bonito и Fort-point. В 5 3/4 час. утра прибыл лоцман, а в 7 часов стали на якорь в бухте С.-Франциско на глубине 10 саж., грунт — ил с песком.
На рейде стояли: французский фрегат Triomphante под флагом контр-адмирала барона Brossard de Corbigny, командующего французскою эскадрою в Тихом океане, и старый итальянский корвет Garibaldy. По приходе начались обычные салюты и визиты. В настоящее время отличное состояние крейсера «Африка» лучше всего подтверждается совершенным им плаванием от Сингапура в Нагасаки, Владивосток, Де-Кастри, Дуэ, Императорскую Гавань, Корсаковский пост, Петропавловск, Беринг, Медный, Уналашку, Ванкувер и наконец в С.-Франциско, при котором расстояние в 9 250 миль пройдено было в 35 1/2 дней, т. е. со среднею скоростью в 10,6 узл.
Пользуясь по временам отсутствием качки, я произвел в течение шести дней подробный инспекторский смотр.
Сегодня, 24-го августа, в течение всего дня, был сделан смотр по морскому делу, при чем произведены всевозможные парусные, артиллерийские и рейдовые учения и оказалось:

м. с.
Поставили все паруса 2 10
Закрепили 2 30
Переменили фор-марса-рей 15
— грот-марса-рей 16 30
Примерно снялись с якоря на правый
галс и поставили все паруса. 4
Легли в дрейф на левый галс под марселями 1 0
Снялись с дрейфа и поставили все паруса. 0 30
Переменили оба марселя 3 30
– фок 4 45
Подняли все гребные суда в ростры (барказ, 2 катера, 2 вельбота и паровой катер, бывший под парами). 4
Спустили все гребные суда 3
Десант отвалил от борта 7
– весь принят! 7
Становой якорь положен на барказ и отвалил 23
Становой якорь принят с барказа на свое место 22
3авели шпринг, бросили якорь и выбрали шпринг 12
Стоп-анкер с гуськом положен на барказ и завезен 20
Орудия закреплены по-походному. Батарея готова 2 45
Изготовление мин Уайтхеда 11
Отбой. Орудия закреплены по-походному. . 2 30
Пожарная тревога 1 30
Трюмная тревога (без заведения пластыря) . 3
Ночная тревога была сделана в море, при чем залп последовал через 4 30



В донесении об этих двух смотрах выражается вполне как состояние хозяйственной части крейсера, обмундирование, довольствие людей, состояние их здоровья, так равно и боевое образование по всем частям морского дела, которое красноречиво доказывает честное исполнение своего долга, звание и любовь к своему делу командира крейсера, капитан-лейтенанта Алексеева.
С завтрашнего дня, 25-го августа, дано командиру три недели времени, чтобы осмотреться после продолжительного плавания по части вооружения, артиллерии, минного дела, механизма, котлов, вычистить трюмы, произвести полную окраску корпуса, рангоута и машины; принять провизию и материалы и быть к 15-му сентября совершенно готовым продолжать плавание.
Состояние здоровья команды отличное, а именно: в среднем — с 1 января по настоящее число больных в лазарете 1, приходящих 7.
С большим нетерпением ожидаю прибытия в С.-Франциско клиперов «Пластун», «Вестник», а через 2 недели и «Азию».

Tags: Адмиралы, История, Корабли
Subscribe

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Про белого бычка

    Тут все быков повыложили, а у меня ведь тоже есть буйволы с Цейлона. Они трудятся в сфере туристического бизнеса. В частности, дремлющий на берегу -…

  • Пока каникулы не кончились

    Пока каникулы не кончились, отправились с дочкой на собачках к океану. Собачий питомник в пос. Заозёрный, рядом с конюшней. Не все лошади…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments