callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Рапорты командира клипера «Вестник», 1882 года. Часть 1

(Из этих рапортов мне были нужны подробности установки в Петропавловске памятника Славы, но помещаю весь текст для контекста.)

Капитан 2 ранга Ф.К. Авелан, источник - «Морской сборник», 1883, № 3, стр. 245-283.
Рапорты командира клипера «Вестник» командующему отрядом судов в Тихом океане от 10 сентября и 31 октября 1882 года.
I.
По окончании в Хакодате приемки угля, 28 мая, в 9 часу утра с вверенным мне клипером, под парами, оставил Хакодатский рейд и вышел в море для следования в Петропавловск. Пары были разведены в трех котлах, и ход клипера при совершенном штиле был 9 1/2, узлов. Вследствие большего запаса провизии и угля клипер углубился носом на 14 фут, а кормою на 15 1/2 ф.; такого углубления штевней до сих пор еще не бывало.
В Сангарском проливе встретили совершенно ясную погоду и берега были хорошо видны; но пройдя около полдня меридиан маяка на северо-восточной оконечности острова Нипона, берега закрыло пасмурностью и в то же время задул ветер от О, постепенно усиливавшийся; ход клипера к вечеру уменьшился до 6 1/2 узлов. На другой день утром 29 мая, находясь от входа в Сангарский пролив в 120 милях и от мыса Иоримо на острове Иессо на SO в 60 милях, вступили под паруса и, при слабом уже ветре от OtN, легли бейдевинд левым галсом, с ходом в 3 узла. Весь остальной переход до мыса Лопатка был сделан под парусами, при тихих ветрах от разных румбов, но преимущественно из SO четверти; несколько раз штилевали; пасмурность и туманы провожали клипер, все время, но проглядывавшее иногда солнце позволяло делать обсервации, по которым место клипера оказывалось почти всегда на NО, против счислимого, по 10—20 миль в сутки, что доказывало, что клипер, идя в расстоянии 100 миль от Курильских островов, находился в северной ветви Японского течения. Температура воздуха менялась от 10°. до 5°, вода была одинаковой температуры с воздухом. Наименьшую температуру воздуха и воды испытали 3 июня, при слабом ветре от N, в воздухе тогда было + 3 1/2° R, а в воде + 4° R.
4 июня имели единственный свежий ветер от WNW, при котором ход клипера в галфвинд достиг 10 узлов, барометр упал к вечеру этого дня до 29,37, но затем вскоре стал повышаться и вместе с этим ветер начал быстро стихать, оставивши после себя весьма крупную и беспокойную зыбь.
7-го июня в 2 часа пополудни, находясь на параллели мыса Лопатка и в расстоянии от него 25 миль, увидели южно-камчатские сопки Кошелева и Ильина, а также и часть берега, покрытого снегом; но вскоре затем нашел туман, закрывший берега и вместе с тем совсем заштилело, почему в 8 час. вечера вступили под пары и взяли курс вдоль Камчатского берега и в расстоянии 15 миль от него. С рассветом, 8 июня, туман начал рассеиваться, а в 5 ч. утра совсем разъяснило и тогда клиперу открылся величественный вид снежного Камчатского берега с его громадными сопками: Поворотной, Велючинской и Коряцкой. Около 8 часов открылся маячный мыс и о-в Старичков. В 12 ч. подошли ко входу в Авачинскую губу, и пройдя камни Три Брата и Бабушкин, взяли курс в Петропавловск.
В 1/2 1 часа, пройдя к Сигнальному мысу у Петропавловской бухты, стали на якорь, на наружном рейде, на глубине 10 саж., грунт ил.
Таким образом, переход от Хакодате до Петропавловска сделан клипером в 11 дней и 4 часа. Расстояние, пройденное по курсу, равняется 1208 милям, что дает, за весь переход, среднюю часовую скорость в 4 1/2 мили. Под парусами находились 9 дней и 12 часов и сделали 924 мили; а под парами 1 день и 16 часов и прошли 284 мили. Во время перехода занимались, по возможности, общими и частными учениями и грамотностью, в то же время перенесли из водяного трюма в жилую палубу воздушный насос для мин Уайтхеда, дабы этим избежать беспрестанной замены кожаных клапанов насоса, которые от большой температуры в водяном трюме, при опреснении воды, постоянно высыхали. При свидании в Петропавловске с Камчатским Окружным исправником г. Серебряниковым, я узнал, что через 3-4 дня, ожидается в Петропавловск, от Командорских островов, пароход «Александр», принадлежащий компании Худчинсон, Коль и Филипеус, и что на нем должен прибыть и управляющий островами г. Гребницкий.
Так как свидание мое с г. Гребницким я считал необходимым прежде, чем приступить к крейсерству у Командорских островов, то я решил выждать в Петропавловске прихода парохода «Александр» и, в то же время, дождаться прибытия, от бобрового промысла у мыса Лопатка, алеутов, которых ожидали также: через несколько дней. Этим временем я воспользовался для занятия команды ежедневно разными ученьями, которым много способствовали стоявшие все время теплые и ясные погоды. Между прочим, была произведена стрельба в цель из орудий и разного оружия; из орудий стреляли, на расстоянии 6 кабельтовов, в щит, установленный на берегу; стреляли все комендоры поочередно и выпущено было 50 снарядов из трех 6-ти дюймовых орудий и двух 9-ти фунтовых; заряды были употреблены уменьшенные в 12 и 3 фунта. Общий процент попавших в щит, как видно из прилагаемого при сем чертежа, равняется 62%. Повреждений из орудий и станков никаких не оказалось. Из орудий Готчкиса сделано 15 выстрелов, с расстояния 4-х кабельтовов; из них попало в щит 8 = 53%.
Из ружей и револьверов стреляли на берегу в щит, высотою 2 арш. 8 вершк. и шириною 1 арш. 8 вершк. Из ружей стреляли сначала с расстояния 500 шагов, при чем процент попавших в щит был 25%; затем расстояние уменьшили до 350 шагов и тогда процент этот увеличился до 55%. Из револьверов стреляли с расстояния 60 шагов и процент попавших был 54%. На паровом катере, вооруженном шестовыми минами, произвели 7 взрывов по желанию, из которых 5 учебными минами, а 2 боевыми, взрывы эти были полные и все оказалось вполне исправным.
Только 16 июня пришел с Командорских островов пароход»Александр»; он был задержан на острове Медный свежим ветром, который, в продолжении 5 дней, не позволял иметь сообщение с берегом и производить выгрузку товаров. На пароходе прибыл и г. Гребницкий, который сообщил мне, что в нынешнем году ни одного хищнического судна еще не видали у островов и что вообще суда эти, за редкими исключениями, являются к островам обыкновенно осенью, после ухода парохода «Александр» обратно в С.-Франциско.
Во время промысла, начинающегося с последних чисел мая и продолжающегося до начала августа, когда все жители островов живут на лежбищах, ни одно судно не осмеливается приближаться к берегу, зная что их не допустят до промысла, для этого жителям стоит только согнать зверя в воду.
В августе и сентябре коты линяют и шкуры их тогда негодны, что, конечно, известно и командирам шкун, а потому хищничество их начинается только с половины сентября и продолжается до половины октября, когда зверь начинает уже уходить с островов. По окончании промысла на каждом лежбище оставляются до ухода зверя, для охраны его от хищничества, четыре человека вооруженных ружьями жителей под начальством одного казака, и таким образом и осенью шкуны встречают препятствие к истреблению лежбищ.
На основании всего вышесказанного, г. Гребницкий не находит присутствие клипера у островов необходимым в это время года и даже, ввиду крайней склонности жителей к спиртным напиткам, которых на островах в продаже не имеется, просил меня не ходить к островам в настоящее горячее промысловое время, так как, с прибытием клипера к лежбищам, жители побросают свою работу и будут стараться попасть на клипер, в надежде быть там угощенными вином.
Вследствие этого я решился остаться на некоторое время в Петропавловске и, пользуясь свободным временем, дать возможность команде говеть, чего она не делала уже 2 1/2 года; а в то же время произвести и некоторые минные ученья, которых до сих пор еще не было случая сделать на клипере. С этою целью я, на другой день, 17 июня, перешел с клипером во внутреннюю бухту, где стал на якорь, на глубине 7 сажен, и с кормы ошвартовился к берегу; бухта эта малою своею глубиною представляет большое удобство для учений минами Уайтхеда. По постановке на якорь, пользуясь парами, накачали воздух в мины Уайтхеда и в аккумулятор пушки, в каждые до 50 атмосфер, и затем сделали два выстрела из пушки двумя различными минами; стреляли в сеточный щит, длиною и шириною в 18 фут, который был натянут на рейки и погружен вертикально в воду в расстоянии 480 фут от клипера. При обоих выстрелах, сделанных с левого борта, причем прицеливание, за неимением прицелов, производилось по телу орудия, мины, выйдя из пушки, описали кривую линию, обращенную вершиною в правую сторону и прошли по левую сторону щита, первая в расстоянии 10 фут, а вторая 5 фут, Пройдя щит, мины всплыли на поверхность, и вторая, вследствие переработания машины, прошла дальше и уперлась в берег, отчего получила несколько самых незначительных зазубрин у лопастей винта и нижнего вертикального пера. После этого мины были вставлены в спусковые решетки для стрельбы с парового катера, но при выстреле, ни одна из них не вышла из решеток, хотя клапаны были открыты и машины мин работали. Осмотр показал, что мины в решетках заклинили вследствие неправильной формы самих решеток, что, вероятно, произошло от системы подвешивания решеток на клипере, вследствие чего они приняли эллиптическую форму. Решетки эти подвешивались за верхнюю грань, как наиболее прочную часть их и, таким образом, остальные части их, оставаясь без поддержки, тяжестью своею и изменили, от времени, свою первоначальную круглую форму. Недостаток этот исправлен судовыми средствами.
18 июня, до и после полдня, занимались постановкою минного заграждения с одной стороны клипера; до полдня было поставлено 5 мин; из них через одну взорвали три мины, две по желанию и одну автоматически, помощью штерта, взятого на клипере; одна мина не взорвалась по желанию, хотя, при поверке, была исправною; оказалось, что запальная пробка была выдернута из стакана и оба запала взорваны; сама же мина, также как и пробка ее, остались цельными.
После полдня поставили полное заграждение в 13 мин, что было исполнено в 1 1/2 часа времени. При поверке поставленных уже мин, у пяти из них оказались неисправными замыкатели, которые, от попавшей в них воды, давали почти полное отклонение; мины эти были выведены из действия. Две из исправных мин были взорваны по желанию, мина приготовленная, помощью штерта, для автомастического взрыва, не взорвалась, так как, от взрыва соседней мины, у нее выскочила пробка и проводники от замыкателя были оборваны; запалы остались целыми; одна мина не взорвалась по желанию вследствие того, что красный проводник ее не был изолирован и, вероятно, касался головою проволоки обратного тока. Потом ввели в действие одну из неисправных мин, т. е. одну из тех, в замыкатель которых попала вода, и она взорвалась по команде «товсь». По уборке минного заграждения оказалось, что, несмотря на 45 футовое расстояние между минами, некоторые из них затонули; одна из затонувших мин оказалась без буйка, вследствие сломанного винта, которым свинчивается мина с буйком; буек этот, вместе с замыкателем, не могли найти, у другой же мины сдавлено нижнее дно, где вставляется запальный стакан; а медная труба, в которую помещается стакан — треснула; дно запального стакана отвалилось, так же как и дно запальной трубки, и вода проникла в мину; буек этой мины сдавило так, что верхнее дно отошло от краев. Шесть замыкателей оказались также неисправными: из них у трех внешние пластинки были согнуты; отчего образовалось металлическое соединение, у остальных шланги были треснувши, и в них попала вода. 19 го июня, по просьбе Петропавловского окружного исправника, для уничтожения частной шкуны, затонувшей с балластом у городской пристани, взорвали под нею две учебных мины, но взрыв их не произвел особенного действия, почему на другой день подвели под шкуну одну мину заграждения, именно ту, у которой затонул буек, при учении 18-го июня; взрыв этой мины настолько разрушил шкуну, что часть ее тотчас же всплыла, а другая часть была легко разобрана и вытащена на берег.
С 21-го по 28 июня команда клипера повахтенно говела и приобщалась Св. Таин в городском соборе. 25-го июня прибыли в Петропавловск от мыса Желтого 17 человек алеут на 8 байдарах; переход этот расстоянием в 110 миль они, идя под берегом, сделали в 4 1/2 дня, причем ночи проводили на берегу. С собой они привезли 38 бобровых шкур, добытых в продолжении 5 недель. Алеуты сообщили мне, что в нынешнем году никаких судов у лежбища бобров они не видали.

(Продолжение следует)
Tags: Адмиралы, История, Камчатка, Корабли
Subscribe

  • Век живи

    Оказывается, французский корвет l'Artemise вовсе не в честь богини Артемиды назван. Артемида по-французски Artemis, а Artemise - это Артемисия,…

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments