Идя на О, несколько раз пеленговали Камчатский мыс, и каждый раз место клипера получалось на линии, находящейся на 18 миль восточнее действительного, что заставляет утверждать, что и Камчатский мыс, также как и Кроноцкий, показан на карте восточнее действительного своего положения на те же 18 миль. На этом основании на клипере составлена карта Камчатского залива, с мысами Камчатским и Кроноцким, на которой показаны три линии берега и именно: линия действительная, полученная из наблюдений клипера, линия снятая с карты гидрографического департамента 1851 г. № 1454 и линия с атласа Литке; последняя гораздо ближе подходит к действительности, чем вторая. На этой карте показан также курс клипера и пеленг мыса Камчатский. Безымянный мыс, лежащий в 26 милях к западу от мыса Козлова и образующий вход в северную бухту Кроноцкого залива, назван мною мысом Ольга. Мыс этот низменный и потому реже бывает закрыт туманом, а следовательно может служить приметным местом для плавания в Кроноцком заливе.
Таким образом, весь Камчатский залив, вместе с образующими его мысами Камчатским и Кроноцким, сохраняя свою относительную фигуру, находятся западнее, чем показано на карте; Кроноцкий же залив, образуемый мысами Кроноцкий и Шипунский, вследствие неверности только одного Кроноцкого мыса, имеет, в действительности, другую фигуру, которая делает его менее углубленным внутрь материка.
В этот день, пользуясь ясною погодою, на клипере определили полную девиацию компасов, которая оказалась несколько разнствующею от последнего определения ее в апреле месяце нынешнего года у Сингапура.
Переход от Кроноцкого мыса до острова Беринг, расстоянием в 120 миль, сделан исключительно под парами при совершенном штиле. 7-го июля с рассветом нашел туман, который по временам редел; в 1/2 9 час. утра увидали в расстоянии 3-х мил, камень Сивучий, лежащий в 8 милях от входа в Никольскую бухту, где находится главное селение острова Беринг; по камню Сивучий место клипера оказалось верным; от него взяли курс в бухту и, пройдя вплотную по южную сторону острова Топорков в 1/2 11 часа стали на якорь у селения, на глубине 7 саж.; грунт песок.
Бухта Никольская открыта ветрам от NW до SSW и при этих ветрах в нее заходит большая зыбь, делающая стоянку на якоре ненадежною; место якорной стоянки занимает весьма небольшое пространство и лежит в южной части бухты, где грунт песок; остальная же часть бухты вся усеяна подводными камнями или, по местному названию, потайниками, и потому не следует становиться на якорь севернее параллели острова Топорков, или пеленгуя флагшток селения от О до OtN.
В селении мы застали только агента компании Худчинсон и Коль, г. Черных, он же и приказчик компанейской лавки; жители все были на промысле на обоих лежбищах острова, а часть отвезена, также для промысла котов, к Сахалину на остров Тюлений; в селении остались только староста из стариков и их семейства.
8-го июля снялись с якоря и пошли под парами вдоль острова к югу; на клипер был взят из селения, как лоцман, один из жителей, хорошо знакомый с берегами острова; в 10 ч. подошли к южному лежбищу котов, называемому полуденным, где, не становясь на якорь, приняли выехавшего на байдаре с рапортом казака; на лежбище, или по местному — лайде, видна была масса котов; часть их играла в воде, кругом клипера; пароход «Александр», принимая на этом лежбище шкуры, становится в тихую погоду на якорь, в углублении, образуемом двумя выдающимися рифами, на глубине от 16 до 20 сажен; грунт крупный песок и ракушка; место это открыто всем западным ветрам.
Отпустив казака, клипер пошел дальше на юг и в 5 час. пополудни, когда обогнули южный мыс острова Манати, с его далеко выдающимся рифом, на котором на большое расстояние в море бьет бурун, взяли курс на остров Медный, но так как в это время ветер от О начал свежеть, зыбь увеличилась и горизонт закрылся густою пасмурностью, то в 6 ч. вечера вступили под паруса, под которыми держались всю ночь до рассвета.
9-го июля в 4 ч. утра дали ход машине и пошли к острову Медный; ветер к этому времени совсем стих и заменился густым туманом; берегов не было видно, шли малым ходом по лоту, и когда, около 10 ч. утра, достали глубину 30 саж., то в то же время услыхали перед носом бурун, почему повернули обратно от берега и, отойдя 5 миль, остановили ход и стали держаться под триселями. Около 2 час. пополудни задувший ветер от SW несколько разогнал туман, почему опять пошли к берегу, который вскоре и увидели; место клипера оказалось верным и мы находились против корабельного лежбища котов, и затем взяли курс вдоль острова к югу; хотя туман временами сгущался и закрывал от нас берег, но мы, тем не менее, могли следовать вдоль него в 3-х мильном расстоянии; проходя корабельное лежбище и лежбище Палата или Глинка, лежащее в расстоянии 8 миль одно от другого, мы видели на лайдах котов, но жителей не видали, ибо в этот день отгона зверя не было, и потому они были в своих временных селениях, расположенных на противоположной стороне острова, куда они через хребет и гонят зверя для убоя и снятия шкур; там же находятся и засольные сараи. В 6 ч. вечера обогнули южный мыс острова, с таким же далеко выдающимся рифом, как и мыс Манати, и в 7 час. вступили под паруса, под которыми при тихом ветре от SW, отошли на 20 миль от берега и затем привели к ветру и держались до утра.
10-го июля с утра совершенно разъяснило, и нам открылся весь остров Медный; тогда дали ход машине и пошли на W к берегу; в 7 час утра пришли в бухту Глинка, где и стали на якорь, на глубине 12 саж.; грунт песок. В бухте застали пароход «Александр», принимавший груз шкур. Бухта эта при западных ветрах довольно удобна для якорной стоянки, хотя с гор и прорываются довольно свежие порывы, но волнение и зыбь в нее тогда не заходят; при восточных же ветрах стоять на якоре в ней невозможно.
С постановкой на якорь, ветер начал свежеть от SW и в то же время нашел туман, всегда держащийся гуще с подветренной стороны островов; по предложению г. Гребницкого, находившегося на «Александре», приняли на клипер другого лоцмана и в полдень, после осмотра селения и операции засолки шкур, снялись с якоря и пошли вдоль берега на север; в 2 часа пришли в Корабельную бухту, где, не становясь на якорь, приняли прибывших на клипер казака и агента компании, занимающегося приемкою и солением шкур на этом лежбище; по съезде их пошли дальше на север.
Стоянка на якоре в бухте Корабельной, также как и в бухте Глинка, возможна только при западных ветрах, глубина там 12 саж., грунт крупный песок.
В 4 часа пополудни пришли в бухту Преображения, где расположено главное зимнее селение острова, и там стали на якорь на глубине 18 сажен; грунт песок. Бухта эта, относительно якорной стоянки, имеет те же свойства, что и бухты Глинка и Корабельная, но расстояние до селения от якорного места к ней значительно дальше, ибо селение расположено в глубине другой бухты, вход в которую обставлен надводными камнями и доступен для прохода только гребным судам.
11 июля в 6 час. утра, при штиле и тумане, по временам редевшем, снялись с якоря и пошли вокруг северной оконечности острова, для осмотра находящихся тут бобровых лежбищ; видели несколько плававших бобров по обеим сторонам рифа, выступающего на две мили от бобровых камней, лежащих у NW мыса; мыс этот обогнули проходя в равном расстоянии от него и от 12-ти футовой банки, лежащей от мыса в 11 милях на NWtN. Обогнув мыс, пошли вдоль берега к югу до корабельного лежбища и затем взяли курс на перевал к острову Беринг для обхода его восточной стороны. На пути между островами лот давал все время глубину около 50 сажен, с грунтом песок, тогда как несколько миль к северу 100 саженями лотлиня дна не доставали. В 1 час пополудни подошли к мысу Хитрово на острове Беринг и повернули к северу, держась в 4-х милях от берега. Берег этот от мыса Хитрово и до NО мыса (Вакселя) весьма опасен по своей мелкости и далеко выдающимся рифам (на этом берегу разбился командор Беринг и лет 40 тому назад один американский барк; глубина в 4-х милях расстояния от берега по всему этому протяжению около 20 саж., грунт камень; у остальных же берегов 20 саженную глубину можно найти только вплотную к берегу. Ближе к северному мысу есть небольшая бухта, называемая Старая гавань, у которой риф перерывается; бухта эта может служить для мелких судов защитой от западных ветров. К югу от мыса Хитрово берег глубок и там находится бухта, называемая Перегребною, в которую пристают жители Медного, переправляясь на Беринг.
(Продолжение следует)
Рапорты командира клипера «Вестник», 1882 года. Часть 3
-
Дневник убитого капитана. Часть 7 (завершающая)
Гибель капитана Паркера стала одним из моментов, определивших победу русских героев. Место его смерти – гребень Никольской сопки – британский…
-
Дневник убитого капитана. Часть 6
« План капитана Паркера был изменен командиром «Эвридики» де Ла Грандьером, который был « формально старшим из командиров»... Фото: Пьер-Поль-Мари…
-
Дневник убитого капитана. Часть 5
Берега Култучного озера, где, по расчётам Паркера, "кустарники расчищены, травы невысоки и во многих местах есть хорошие тропы". Фото 1890 г. из…
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments