callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Рапорты командира клипера «Вестник», 1882 года. Часть 6

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5

26-го августа в 1 час пополудни, приняв от исправника почту для доставления в Владивосток, с вверенным мне клипером снялся с якоря с Петропавловского рейда для следования по назначению в Владивосток, с намерением посетить алеутские селения на мысе Желтый и пройти вдоль бобровых лежбищ у Лопатки; затем зайти в Хакодате, для пополнения запаса угля.
На клипер был принят с крейсера «Африка» кочегар команды фрегата «Герцог Эдинбургский» Андрей Назаров, оставшийся нетчиком в Хакодате, по уходе оттуда фрегата, в августе месяце сего года. Также был принят на клипер для доставления в Хакодате Иокогамский житель, русский подданный, господин Жаке, который в начале месяца прибыл на шкуне «Феликс» на остров Медный, с намерением отыскивать там золото; но не будучи допущен к тому был привезен на пароходе «Александр» в Петропавловск, где он дождался случая попасть обратно в Японию.
Рассматривая настоящее плавание клипера, видно, что за все лето, на командорских островах не было ни одного хищнического судна, и ожидать прихода таковых в это время года было более чем сомнительно, ибо условия, в которых находятся острова и их промысел в летние месяцы, не дают никакого шанса на успех хищнической добычи. Известность, в которую были поставлены эти суда, которые преимущественно отправляются на промысел из Иокогамы, что у Командорских островов плавает военный крейсер, конечно могло иметь отчасти влияние на их отсутствие, как в нынешнее, так и в прошедшее лето, но знакомство их с организациею и условиями промысла на островах в летние месяцы, конечно составляет главную причину, по которой они не решаются пускаться на это безнадежное предприятие.
Коты начинают появляться на островах в начале мая месяца, когда уже компанейский пароход «Александр»
давно прибыл из С.-Франциско (он приходит в половине апреля), с появлением котов на лежбища назначаются часовые под начальством одного казака, которые вследствие малочисленности еще зверя, легко могут согнать его в воду и тем парализовать всякое покушение на него; к концу мая месяца все жители перебираются, для начатия промысла, на лежбища и тогда уже всякое покушение на зверя делается немыслимым; промысел продолжается до начала августа, когда жители перебираются обратно в зимние селения, на лежбищах же остаются опять одни часовые; но так как с этого времени и до половины сентября зверь линяет и шкура его тогда никуда не годна, то опасаться за покушение на него в это время нет никакого основания В половине сентября пароход «Александр»,. которого шкуны особенно боятся, возвращается с островов в С.-Франциско на зимовку, так как зверь к тому времени уже вылинял, то с этого времени у шкун являлась некоторая надежда на успех в добыче зверя; но прошлогоднее столкновение, в октябре месяце, жителей глинкинского лежбища на острове Медный со шкунами Анастас, Каман и Диана, при котором у первой был перебить ружейными выстрелами рангоут, такелаж и паруса и она должна была выкинуть белый флаг, а у Дианы было 4 человека убитых и 5 раненых, показывает, что в это время года успех на хищническую добычу зверя весьма сомнителен и можно с уверенностью сказать, что, по крайней мере в нынешнем году, ни одна шкуна не осмелится приблизиться с этою целью к лежбищам.
Такая самозащита лежбищ жителями представляет однако много неудобств, и поэтому с будущего года, по проекту управляющего островами, утвержденному генерал-губернатором Восточной Сибири, на острова будет прислана при офицерах военная команда для занятия постов на лежбищах и охраны их от хищничества. Эта мера ест самая действительная, какая может быть употреблена на островах для защиты интересов правительства.
Управляющий Командорскими островами г. Гребницкий передал мне для руководства вновь составленное им от имени русского правительства объяснение, по которому конфискация хищнических судов делается обязательною; объявление это прошло через заседание конгресса Северо-Американских Соединенных Штатов.
Во всяком случае, если крейсерство у островов останется обязательным и на будущее время, то полезнее было бы для этой цели, вместо больших судов, иметь две 300-тонные паровые шкуны, с сильною машиною и хорошими морскими качествами для плавания под парусами. Шкуны эти для крейсерства будут иметь во всех отношениях несравненное преимущество перед большими судами, и содержание их будет значительно дешевле. Имея такие две шкуны, можно ими пользоваться в летние месяцы для описи берегов Камчатки, далеко еще не оконченной, а с наступлением осени одна из них, посменно, должна находиться безотлучно у островов, а другая тем временем может освежаться в Петропавловске и пополнять свои запасы; при этом в обязанность их должно войти и посещение по временам бобрового лежбища у мыса Лопатка. По удалении зверя от островов, одна из шкун могла бы, для всякого случая, оставаться в водах Камчатки и затем зимовать в Петропавловсве, а другая отправляться на зимовку в Владивосток или в один из портов Японии, откуда она уже возвращается к островам к осени следующего года с тем, чтобы в свою очередь остаться зимовать в Петропавловске.
Один из важных вопросов для крейсерства составляет уголь, которого запас необходимо иметь в Петропавловске и для этого там должен быть выстроен сарай. Стоимость такого сарая, вмещающего 1000 тонн угля, по сведениям, полученным мною от агента г. Филипеуса в Петропавловске, занимающегося там разными постройками, обойдется, с привозным материалом, около 6000 руб. Общие международные правила, определяющие границы территориальных вод на расстоянии 3-х миль от берега, ввиду исключительного условия Командорских островов, следовало бы изменить таким образом, чтобы пролив между островами считался внутренним морем и 3-х мильная граница увеличена до 5 миль; этим изменением уничтожались бы затруднения, могущие быть для крейсера, при встрече в проливе с иностранными хищническими судами, которые будучи застигнутыми в расстоянии более 3-х миль от берега и, находясь, следовательно, на нейтральной воде, не могут подвергаться ни конфискации, ни даже осмотру. Пятимильное расстояние необходимо потому, что бобры отплывают часто несколько дальше, чем на три мили от своих лежбищ и, следовательно, за этою чертою, всякий может безнаказанно бить их. То же самое 5-мильное расстояние следует ввести в условие и для бобровых лежбищ у мыса Лопатка. Сверх того, это лежбище у Лопатки, которое можно считать теперь уже окончательно утвердившимся, должно быть также, как и Командорские лежбища, снабжено на летнее время военным охранным постом, на обязанности которого должно, в то же время, лежать и наблюдение за правильным битьем бобров, со стороны занимающихся этим промыслом, алеутов; ибо, в противном случае, алеуты, по своей природной беспечности, весьма скоро изведут совсем этого зверя. Петропавловский окружной исправник, в ведении которого находится этот промысел, уже вошел рапортом по начальству с соответственным представлением по этому вопросу.
Вечером 26 августа, по выходе из Петропавловска, нашел густой туман, с которым шли в 15-мильном расстоянии от берега до 4 час. утра.
27 августа, будучи на параллели острова Утамуд, взяли курс в берег и подойдя к нему на расстоянии 5 миль, остановили машину и начали выжидать, но туман продолжал упорно держаться весь день, с горизонтом от 1/2 мили до 2-х, почему в полдень взяли курс к мысу Лопатка, но и там встретили тот же туман; в 5 час. вечера, потеряв надежду увидеть берег, взяли курс от него и пошли к StO. Около 10 ч. вечера начал задувать ветер от S, который постепенно переходил к W и NW. 28 августа, в 7 час. утра, вступили под паруса, под которыми шли вдоль Курильской гряды и в 50 милях расстояния от нее до вечера 1-го сентября, имели все время ветер от NО при ясной погоде; ход менялся от 4-х до 8 узлов; течения никакого не испытывали.
30 августа, по случаю высокоторжественного дня Тезоименитства Государя Императора, расцветились стеньговыми флагами и произвели салют в 31 выстрел.

(Продолжение следует)
Tags: Адмиралы, История, Камчатка, Карандашёв, Корабли, Петропавловск
Subscribe

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Прорыв

    Я получил по почте книгу - в признательность за то, что консультировал одного из авторов по некоторым вопросам. Книга называется "Записки о…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments