callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Рапорты командира клипера «Вестник», 1882 года. Часть 7

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6

(В этой части всё про Японию, Камчатки нет)
1-го сентября к полдню заштилело; почему в 7 час. вечера вступили под пары и взяли курс на мыс Иеримо. 2 сентября в 8 ч. утра начал задувать ветер от S и постепенно свежеть; барометр стоявший на 30,10 начал быстро падать; горизонт закрылся пасмурностью, в 8 ч. вечера когда была наибольшая сила ветра в 9 баллов, барометр показывал 29,57; в это же время шел сильный дождь; мыс Иеримо, за пасмурностью, не видели, хотя прошли его в 7 ч. вечера, в расстоянии 10 миль; обсерваций в этот день не было.
С полночи 3-го сентября ветер стал стихать, но барометр продолжал падать, дождь прекратился и горизонт стал разъясниваться.
В 6 ч. утра ветер, перейдя к W, начал опять свежеть; барометр в это время показывал 29,42, после чего больше не падал, но целый день колебался. В 10 час. утра, при совершенно ясной погоде, увидели берега Нипона; но ветер от W был уже так силен, что машина работала с трудом; почему, останови в машину, легли в дрейф под нижним грот-марселем и зарифленною бизанью, и спустили на палубу брам-реи и брам-стеньги. Обсервация в этот день показала, что клипер за 2 суток отнесло течением к S на 20 миль. В 10 ч. вечера сила ветра была наибольшая и достигла в порывах 11 баллов. В один из таких порывов разорвало грот-марсель, который убрали и вместо него поставили зарифленный грот-трисель. Клипер держался превосходно, воды почти не попадало на палубу, несмотря на огромную спорную зыбь. Розмахи доходили до 30° под ветром и 20° на ветер.
4-го сентября с полночи барометр начал подниматься и ветер переходить к NW; зыбь несколько улеглась, почему в 6 ч. утра вступили под пары и взяли курс на Сангарский пролив, берега которого увидели с рассветом. Ход клипера сначала был всего 4 узла; но. по мере приближения к берегу, волна делалась меньше, хотя ветер продолжал дуть свежо и ход увеличился до 8 узлов. В полдень подошли к проливу и ветер тогда начал быстро стихать. В 9 ч. стали на якорь на Хакодатском рейде; на рейд входили, освещая его электрическим фонарем, Военных судов на рейде никаких не застали.
Переход из Петропавловска до Хакодате сделали в 9 суток и 8 часов; ходу под парами было 3 суток и 17 часов, при чем сделали 644 мили, под парусами шли 4 суток и 12 часов, и сделали 603 мили; держались на месте 1 сутки и 8 часа.
Во время всего крейсерства клипера, пары разводились только в двух котлах; при выходе же из Хакодате, в мае месяце и возвращении туда в сентябре, разводили в трех котлах.
Всего под парами находились 463 часа, считая в этом числе и 119 часов поддержки пара.
В машине и котлах повреждений никаких не было, только у тронка малого цилиндра происходило выдувание набивки из его сальника; вследствие чего ее приходилось часто менять. Выдувание набивки было замечено в первый раз еще на переходе клипера из Кронштадта в Копенгаген и оно было тогда приписано дурному качеству набивки; почему в Копенгагене приобрели патентованную (Asbets Yarnpacking), которою и заменили вынутую; но на переходе из Копенгагена в Гавр ее также выдуло, и она опять была заменена новою. Затем во время плавания клипера еще несколько раз происходило выдувание набивки что заставило обратить внимание на правильность самого тронка и проверка его диаметров показала, что в конце своем тронк имеет вертикальный диаметр в 1/16 дюйма меньше горизонтального, т. е. что он в этом месте имеет несколько эллиптическую форму, вследствие чего, во время действия машины, тронк, при конце своего хода, прижимается горизонтальным своим диаметром к соответственным сторонам сальника и стирает в нем медное кольцо; и при начале хода в этом месте образуется зазор между тронком и кольцом, в который прорывающийся пар, встречая набивку, сжигает и выдувает вон.
Эта неверность тронка и принуждает часто менять набивку, расход которой поэтому увеличивается почти втрое против обыкновенного.
Исправить эту погрешность тронка можно только на заводе, на токарном станке и было бы очень полезно сделать это при первом удобном случае; времени на эту работу потребуется около недели.
Приняв в Хакодате уголь, 8 сентября, в 7 час. утра, с вверенным мне клипером снялся с якоря и вышел в море для следования в Владивосток; переход этот весь сделали под парами, имея пар в двух котлах, так как все время был штиль. 10 сентября во 2 часу по полудни, придя на Владивостокский рейд, стали на якорь, на глубине 8 сажен. На рейде застали лодку «Горностай».
Подходя к рейду Владивостока, во время продувания правого заднего котла свалился вниз клапан, со штоком, от продувательного кингстона, что обнаружилось струею воды, начавшею бить в отверстие сальника штока диаметром в 1 дюйм; отверстие это было тотчас же законопачено пробкою. По постановке на якорь был послан водолаз для осмотра кингстона; он донес, что решетка кингстона сорвана и клапана нет, почему отверстие кингстона было забито снаружи пробкою и остановленная этим течь дала возможность снять скобку с муфтою, в которой проходил шток; в резьбе муфты найдены остатки резьбы штока, доказывающие, что шток был сорван. Для исследования причины сорвания штока назначена мною комиссия. Наружная пробка будет оставлена на месте до входа клипера в док, необходимого для замены утопленного клапана новым.
По пополнении, согласно предписанию вашего превосходительства, запасов и провизии и исполнении средствами порта некоторых необходимых работ по клиперу, а также по пополнении комплекта команды, что надеюсь окончить через неделю, снимусь с якоря, для следования в Чефу.
II.
25 октября 1882 г. получил предписание вашего превосходительства поступить с клипером в распоряжение и. д. русского поверенного в делах в Японии, барона Розена, для доставления его превосходительства в Иокогаму, почему на другой день, 16 октября, в 3 часа пополудни, по прибытии на клипер барона Розена, снялись с якоря и под парами, имея пар в 3 котлах, вышли в море для следования по назначению; для проводки клипера внутренним Японским морем был взят в Нагасаки лоцман японец Кизобура, имеющий хорошие рекомендации от наших военных судов.
Пройдя маяк Iѵо Sima, взяли курс в пролив между островами Гето и Хиродо; весь путь до пролива Симоносаки, в который вошли в 6 часу утра 17 октября, имели маловетрие от разных румбов; по временам ставили косые паруса, ход клипера при 65—70 оборотах был от 9 до 10 узлов. В 3 часу утра 17 октября обошли английский корвет Curac, вышедший из Нагасаки накануне в 7 час. утра. Внутреннее Японское море прошли пользуясь ночью луною, нигде не останавливались и по временам ставили прямые и косые паруса; течение, сопровождавшее клипер все время его пути внутренним морем, было попеременно попутное и противное, силою от 1 до 3 узлов.
Из внутреннего моря вышли 18 октября в 5 ч. утра проливом Наруто, воспользовавшись временем манихи в нем.
Выйдя из внутреннего моря, получили довольно свежие NNW, почему в 6 часов поставили прямые паруса и ход под парами и парусами достиг 12 1/2 узлов.
Подходя к маяку Sino Misaki, ветер начал стихать и вскоре заштилело, почему в 11 часу утра закрепили паруса и вслед затем начали огибать маяк; вскоре задул ветер от NО, который к вечеру достиг силы 6 баллов и уменьшил ход клипера до5 узлов, при этом зыбь была довольно крупная, но машина работала хорошо с помощью регулятора. На другой день, 19 октября, ветер был тот же, но с меньшею силою, и ход клипера увеличился до 8 1/2 узлов. В 3 часу пополудни прошли Rock Island и к вечеру вошли в залив Иеддо, а в 11 часов ночи, подойдя к рейду Иокогамы, стали на якорь на глубине 7 сажен, грунт ил. Весь переход из Нагасаки до Иокогамы сделан в 80 часов времени и исключительно под парами, причем машина ни разу не была остановлена и действовала вполне исправно.
На рейде застали военные суда: американские: корвет Richmond под флагом контр-адмирала Клитса и пароходы Monosaky и Ashuelot, французский фрегат La Victorieuse под флагом контр-адмирала Мейера, германский фрегат Stosh под брейд-вымпелом коммодора фон-Бланка и английскую канонерскую лодку Daring.
20 октября в 8 час. утра отсалютовали последовательно нации, американскому и французскому адмиральским флагам и германскому командорскому брейд-вымпелу; на все эти салюты получили ответы равным числом выстрелов. В 9 часу утра, по съезде с клипера и. д. поверенного в делах барона Розена, произвели салют в 11 выстрелов.
По приходе в Иокогаму мною были тотчас заказаны следующие паруса, взамен пришедших в негодность: два брамселя, два бом-брамселя, кливер, фор-стеньги стаксель, грот-трисель и бизань; также был заказан сапожный товар для команды, в счет срочного обмундирования 1882 г. , так как по дороговизне своей не был приобретен в Гон-Конге, где производилась постройка всей остальной срочной обмундировки. Паруса и товар должны были быть готовыми к вечеру 24 октября, почему предполагал оставить Иокогаму утром 25 числа.
Кроме этих заказов было сделано вольными средствами исправление обшивки на цилиндрах и золотниках и отсекательных коробках, так как она от времени частью сгорела, а частью растрескалась.
22 октября, по случаю дня рождения Его Величества Японского Императора, все военные суда в 8 часов утра разцветились флагами, а в полдень произвели салют в 21 выстрел. В этот же день в Токио был произведен Его Величеством парад войскам, на который были также приглашены присутствовать я и офицеры клипера; на параде было 5000 войска, в числе которых были 2 эскадрона кавалерии и две батареи конной артиллерии. Вечером в тот же день я с офицерами был приглашен на бал к министру иностранных дел г. Инуие.
24 октября посетил клипер губернатор Иокогамы, которому по съезде был произведен салют в 11 выстрелов.
Так как паруса были изготовлены к вечеру 25 октября, то я принужден был отложить уход клипера на один день и поэтому снялся с якоря с Иокогамского рейда в 7 час. утра 26 октября.
Перед уходом я получил от и. д. поверенного в делах извещение, что в дальнейшем пребывании клипера в Иокогаме необходимости не представляется. При выходе из залива Иеддо определили полную девиацию компасов, которая оказалась довольно много изменившеюся против последней, определенной в июле месяце в Беринговом море. В море встретили ветер от SW, который постепенно свежел, и при этом ход клипера, шедшего под двумя котлами, значительно уменьшался и, пройдя Rock Island в 6 час. вечера, ход уже был только 4 узла, а считая противное течение он был еще меньше; поэтому я решился поставить триселя и с помощью машины лавировать до утра, рассчитывая, что к этому времени ветер стихнет или перейдет к N; к утру 27 октября ветер действительно стих и дозволил лечь по курсу с ходом в 6 1/2 узлов, около 10 часов утра ветер начал отходить к N, тогда поставили триселя и ход увеличился до 8 узлов; затем в 5 часу пополудни, когда ветер еще отошел, поставили прямые паруса и ход увеличился до 11 узлов. Около 9-ти часов вечера ветер начал заходить и стихать, почему в 10 часов пришлось закрепить паруса. В то же время подошли к траверзу маяка Оо Sima и начали огибать мыс Sino Misaki. В 2 часа пополуночи, дабы поспеть к проливу Наруто во время манихи, ввели в действие третий котел, но с утра ветер от NNW начал свежеть и ход уменьшился до 7 1/2 узлов, отчего, подойдя к проливу, встретили уже начавшееся противное течение, которое в сизигию достигает силы 10 узлов, почему в 10 час. утра прекратив пары в третьем котле, взяли курс кругом острова Akashi, северную оконечность которого обогнули в 3 часу пополудни; в 7 часов вечера за темнотою стали на якорь в бухте на юго-восточной оконечности острова Soro Sima, перед входом в пролив между Harima Nada и Riugo Nada. 29 Октября в 5 часу утра снялись с якоря и пошли проливом; в полдень подошли к проливу Куросима, который прошли с попутным течением силою до 6 узлов. Весь день был штиль при ясной погоде и высоком состоянии барометра. С заходом солнца, находясь в Суво-Нада, задул ветер от NNW. Около полуночи подойдя к маяку Isaki у входа в Симоносакский пролив, за темнотою и противным течением стали на якорь на глубине 6 1/2 сажен, грунт ил. 30 октября в 6 часов утра снялись с якоря и пошли к входу в Симоносакский пролив, в который вошли в 1/2 7 часа и вышли из него в 8 часов.
На Симоносакском рейде стоял на якоре японский военный корвет.
Проходя банки Hamo-Bank и Hiky Flat заметили, что красный буй, ограждавший первую, перенесен на место черного буя, ограждавшего вторую банку, а черный буй совсем снят. Пройдя остров Rokureu с маяком на нем, встретили довольно крупную зыбь при весьма слабом северном ветре.
Курс взяли по наружную сторону островов Хирада и Икутски и на ночь дали малый ход машине.
Пройдя острова, лежащие в Готском проливе, остановили машину и пошли под одними триселями, имея ходу 2 узла.
В 5 часов утра, находясь в 11 милях от маяка Иво-Сима, дали ход машине и в 7 час. утра, придя на Нагасакский рейд, стали на якорь. Машина за все время работала совершенно исправно.

(Восьмой части не будет, окончание рапорта не показалось мне интересным. Но в том же номере далее идут рапорты командира крейсера "Африка", вот их и выложу вместо окончания.)

Tags: Адмиралы, История, Корабли
Subscribe

  • Век живи

    Оказывается, французский корвет l'Artemise вовсе не в честь богини Артемиды назван. Артемида по-французски Artemis, а Artemise - это Артемисия,…

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments