callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Рапорты командира крейсера «Африка» командующему отрядом судов в Тихом океане.

(«Морской сборник», 1883, № 3. С 283. Командовал крейсером Евгений Иванович Алексеев. )

(На фото Б. Дыбовского: крейсер "Африка" в Петропавловске. 1882 г. ККОМ)
I.
Петропавловский рейд. 16-го августа 1882 года.
Оставив Хакодатский рейд утром 10-го августа, крейсер «Африка», сего 16-го августа в 7 час. утра прибыл в Петропавловск, совершив переход в 1 085 миль в 5 дней и 22 часа. По оставлении Сангарского пролива и до прибытия в означенный порт плавание сопровождалось тихими ветрами из SO четверти и густым туманом, прочищавшимся в некоторые дни, лишь на несколько часов. Следуя вдоль гряды Курильских островов, в расстоянии 20—25 миль, испытывал течение на NО от 8—10 миль в сутки; у Камчатского же берега, от мыса Лопатка, течением подавало, более на N, до 3/4 узла в час.
С параллели острова Paramushir, склонил курс к N, чтобы приблизиться к берегу Камчатки, и 15-го августа, пользуясь сравнительно ясным днем, подошел на расстояние 4-х миль, для осмотра берега, при чем ни в одной из бухт не было усмотрено ни судов, ни шлюпок, а равно на всем пути, вдоль гряды Курильских островов, не встречал ни одного судна.
По прибытии в Петропавловск застал на рейде клипер «Вестник», коммерческий пароход «Александр» под русским флагом, принадлежащий Худчинсон, Коль и К°, и английскую яхту Marchesa, собственность г. Кетльвель.
Пользуясь пребыванием в Петропавловске управляющего Командорскими островами и, согласно предписанию вашего превосходительства, известив его о цели посылки крейсера «Африка», просил сообщить мне его указания, относительно крейсерства у островов Беринг и Медный, куда намеревался отправиться через два дня по приходе на здешний рейд. На таковой запрос управляющий островами г. Гребницкий заявил, что отправление в крейсерство к островам, в настоящее время, представляется совершенно излишним, так как промысел окончился и самые коты линяют, но что посещение и обход островов — необходимы с первой половины сентября и до 15-го октября. В это время начнется промысел на бобров и так называемые хищнические шкуны производят свои набеги на острова. На основании такого заявления должен оставаться в Петропавловске до 10-го сентября, к этому времени управляющий Командорскими островами должен возвратиться с о-ва Тюлений и на «Африке» отправиться на остров Беринг, где высадив его, начну крейсерство.
Принимая во внимание, что предстоящее осеннее плавание в Беринговом море, по всей вероятности, будет сопровождаться свежими погодами и за отсутствием на островах сколько-нибудь безопасных якорных мест буду вынужден постоянно держаться под парами, то пребывание в крейсерстве у Командорских островов по 15-е октября может сделаться трудно выполнимым, к тому же и снабжение крейсера всеми судовыми запасами имеется только по вышеозначенное число.
В плавании от Хакодате до Петропавловска крейсер находился под парами: в 3-х котлах три дня и 2-х котлах два дня и 22 часа.
Общее состояние здоровья команды вполне хорошо; резкий переход к сырости и холоду от средней дневной температуры +21° к +11 1/2° оказал влияние на появление в команде нескольких случаев желудочных расстройств, что, полагаю, лишь временно. В течение перехода команда занималась, сообразно погоде, ученьями и занятиями по подготовке людей к различным судовым специальностям.
II.
Петропавловский рейд, 25-го августа 1882 года.
В дополнение к рапорту моему от 16-го августа за № 328, доношу вашему превосходительству, что по прибытии в Петропавловск, после двухдневного срока, данного для приборки судна и машины, на крейсере с 18-го числа ежедневно производились: артиллерийские, минные, парусные ученья, а также свозился десант, с производством на берегу стрелкового ученья. Пользуясь прекрасными условиями Петропавловского порта, намерен особенно заняться этим последним родом учений, а равно стрельбою из ружей и револьверов. На этой неделе приступаю к проверке и пристрелке мин Уайтхеда из решеток парового катера, что весьма необходимо, как после бывшей пальбы минами на ходу, произведенной 13-го и 14-го мая сего года, близ Чефу, так и для новой учебной пальбы из минных орудий. Одновременно с ученьями и занятиями, согласно предложению командира клипера «Вестник», команда крейсера принимала деятельное участие в работах по приготовлениям к открытию присланного из России памятника в память павших в Петропавловском бое 20-го и 24-го августа 1854 года.
Вчерашний день, 24-го числа, в двадцать восьмую годовщину означенного боя, произошло торжественное освящение и открытие этого памятника; по окончании молебствия и водосвятия с провозглашением многолетия Его Величеству Государю Императору крейсер, следуя движению старшего на рейде, расцветился флагами и произвел салют в 31 выстрел, а команды судов, участвовавшие в церковном параде, прошли церемониальным маршем мимо памятника, возле коего на это время были собраны оставшиеся в живых ветераны славного Петропавловского дела; всех их оказалось налицо 18 человек, из коих 8 матросов и 10 казаков.
В расцвечении флагами принимала участие также английская яхта Marchesa, владелица коей и капитан яхты присутствовали как на панихиде, так и при освящении памятника.
По приходе на здешний рейд управляющий Командорскими островами обратился ко мне с просьбою о снабжении его, для вооружения казаков, отправлявшихся на вновь устроенный военный пост на острове Тюлений 5 ружей и 7 револьверов. Основываясь на том, что таковая просьба управляющего островами проистекала из действительно сериозной необходимости, вследствие несвоевременной высылки оружия из Владивостока, а также принимая во внимание, что на крейсере имеются лишние ружья и револьверы, заготовленные в Америке и признанные не вполне удобными для вооружения судовых команд, то признал возможным передать с крейсера, не ослабляя боевой его силы, — 5 ружей и 7 револьверов.
Состояние команды в санитарном отношении вполне хорошо; случаи желудочных расстройств совершенно прекратились.
Состоящего временно в команде кочегара Андрея Назарова с фрегата «Герцог Эдинбургский» — передал на клипер «Вестник», для доставления на означенный фрегат.
III.
Владивостокский рейд, 28 октября 1882 г.
По прибытии вечером 23-го сентября в Владивосток, согласно предписанию вашего превосходительства от 16-го августа за № 93, приступил к приему запасов по всем судовым частям и топлива, к сдаче разного имущества, удостоенного в негодность, по актовым ведомостям, за прошлое время плавания, а также к завозу в мастерские адмиралтейства, для исправлений, некоторых предметов по вооружению, машине, артиллерии и минной части. В отношении пополнения запаса топлива должен ограничиться принятием 200 тонн, для кормовых ям; в носовую же яму грузить уголь не представляется возможным вследствие оказавшейся неисправности магистральной трубы, свободный доступ к которой для осмотра и исправления может быть когда яма содержит лишь незначительное количество угля, коего ныне находится там более 100 тонн. Исправление же магистальной трубы в Владивостоке, за неимением в порту новых труб диаметром в 6 д. — не может состояться.
Принимаемый здесь уголь принадлежит к заготовке 1880 г., весьма мелкий, и по причине его хранения без всякого прикрытия — несколько выветрившийся, а главное — имеет влажность. При значительных судовых запасах топлива, когда расходование его происходит медленно, иметь подобного свойства уголь в ямах, в плавании с резкими климатическими переменами, не может не внушать сомнения в его полной безопасности в отношении самовозгорания.
О пополнении команды крейсера до комплекта, — на основании приказания вашего превосходительства, просил штаб главного командира портов Восточного океана, но до настоящего времени не последовало надлежащего распоряжения на принятие из экипажа 12 челов., так как по сему предмету телеграфировано в С.-Петербург, в инспекторский департамент.
25-го октября, вследствие рапорта лейтенанта Абаза, телеграфировал, прося распоряжения вашего превосходительства на ходатайство о переводе его в Сибирскую флотилию, на что главный командир изъявил согласие.
Наступившие свежие погоды, при морозе от 3 до 6° R, замедляют работы по всем приемкам, а в особенности погрузку угля, для которой в порту, кроме того, нет решительно никаких приспособлений; к исправлениям в мастерских — приступлено.
Полагаю, что не ранее 3-го ноября крейсер будет готов чтобы следовать в Нагасаки на соединение с отрядом. По причине значительных требований в судовых работах, освежение команды должен отложить до другого порта. Состояние здоровья команды хорошо
IѴ.
Нагасакский рейд, 7 ноября 1882 года.
Во время пребывания на рейде Владивостока, согласно приказанию вашего превосходительства, произведены следующие приемки и исправления:
По комиссариатской части принят двухмесячный запас провизии, исключая ржаных сухарей, которых могли приготовить на один месяц.
По шкиперской части приняты двухмесячные запасы, исключая троса, свечей, парусины, стекол и некоторых других предметов, коих в порту не оказалось в запасе, за неприбытием парохода «Петр Великий», зафрахтованного в Кронштадте, для доставки грузов Владивостокскому порту.
По машинной части принято 200 тонн токасимского угля и все запасы на два месяца.
По артиллерийской части приняты запасы на два месяца, а также пороху артиллерийского 40 пудов, трубок 2500, снарядов 10,7 сант. 32, картузов 6 д. призматических в 20 ф. 80, в 12 ф. 20, пороху крупнозернистого 14 пудов; один спасательный леер и одна оттяжка.
По минной части могли быть приняты только иодокалевая [йодокалиевая ?] бумага, пробковые запалы и две бухты бронированного буксира.
Механическим заводом и столярною произведены следующие работы и починки:
По корпусу – настлана новая палуба в каюте машинных запасов; исправлен мусорный рукав; отлиты две коробки для боевых штыров 10,7 с. полубакового орудия, но не окончены в отделке и посему не установлены на место. По вооружению — сделан новый болт для фокового гафеля; принят якорь весом 100 пудов взамен сломанного на острове Беринг.
По гребным судам – исправлен воздушный ящик парового катера и изготовлено 2 пары рулевых петель.
По машине – изготовлены медные трубы к клапанам, 39 фут, и 2 новых части для горна-ревуна.
1-го ноября окончены все приемки и нагрузка угля; 2-го, согласно полученному по телеграфу распоряжению инспекторского департамента, присланы 12 нижних чинов, последнего срока поступления на службу, для пополнения убыли команды; в этот же день из механического завода приняты судовые предметы, находившиеся в исправлении, а также и вновь сделанные.
3-го ноября, окончив все расчеты с портом и экипажем, крейсер, в 10 ч. утра, оставил Владивостокский рейд для следования в Нагасаки на соединение с отрядом, и сего 7 ноября, в 8 ч. утра, прибыл на рейд Нагасаки, совершив переход в 650 миль в 94 часа, что составит среднюю часовую скорость 7 узлов. Плавание сопровождалось тихими переменными ветрами, от разных румбов, что представило возможность весь переход сделать под двумя котлами, при среднем давлении пара 48 ф. и 38 оборотах.
Принятый токасимский уголь в Владивостоке, по причинам, изложенным в рапорте вашему превосходительству от 28 октября за № 422, в расходовании своем, как показало плавание, превышает расход такого же сорта угля, принимаемого в портах Японии, более чем на 10 %.
Согласно предписанию главного командира портов Восточного океана от 1 ноября за № 2057, для доставления в Нагасаки принят командированный с Высочайшего соизволения от Императорской академии наук и Императорского географического общества для научных исследований в Тихом океане и Восточном побережье азиатского материка, магистр зоологии Поляков, с производством ему пассажирских денег по положению, а также сибирского флотского экипажа лейтенант Абаза, без довольствия, уволенный главным командиром в 5-месячный отпуск в Россию и за границу.
31 октября, в воскресенье, с очередным отделением был уволен на берег боцманмат рулевой Шаверин, который, несмотря на все принятые меры для его разыскания штабом и полициею, не был доставлен на крейсер к дню ухода. При оставлении Владивостока просил штаб, в случае, если боцманмат Шаверин будет разыскан, отправить его в Нагасаки на русском коммерческом пароходе «Байкал», который должен выйти около 9 ноября. Состояние здоровья команды вполне хорошо.

Tags: Адмиралы, История, Камчатка, Корабли
Subscribe

  • Век живи

    Оказывается, французский корвет l'Artemise вовсе не в честь богини Артемиды назван. Артемида по-французски Artemis, а Artemise - это Артемисия,…

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments