Знамя-то это. По порядку: 24 августа 1854 года англичане, спешно отступая из Петропавловска на корабли, бросили на берегу знамя с эмблемой королевской морской пехоты - глобус, корона, лев, лавры, девиз "Per mare, per terram" и слово "Гибралтар". Знамя это Дмитрий Максутов повёз в Санкт-Петербург и бросил к ногам императора. С тех пор знамя в Петропавловск не возвращалось (хранится то ли в музее, то ли в архиве), а в ККОМ - Камчатском краеведческом музее экспонируется копия, сделанная по фото. И все считают, что это знамя Гибралтарского полка морской пехоты. Так беда не в том, что это копия - в музеях копиям самое место, как двойникам вождей в туристических местах, - а в том, что нет такого Гибралтарского полка морской пехоты. Морская пехота есть, Гибралтарский полк есть, но это разные войска.
А разгадка простая: слово "Гибралтар" - неотъемлемая часть эмблемы королевской морской пехоты, как и корона, как и глобус, как и девиз - это всё как ордена, знаменующие этапы большого пути.
В общем, это не знамя Гибралтарского полка. Это знамя морской пехоты вообще. Пусть даже вышитое в кубрике солдатскими пальцами, оно было взято в бой, чтобы ознаменовать взятие батареи, а то и всего Петропавловска. Капитан А.П. Арбузов вообще не считал это знамя за военный трофей - его, дескать, неприятели просто забыли на бережку. С чего бы такая забывчивость вдруг. Вот если бы сам Арбузов добыл это знамя - тогда бы совсем другая история.
Я вспоминаю салфетку Д'Артаньяна и трёх мушкетёров, на которой они обедали на бастионе в Ларошели, а потом вывесили её как знамя. И король велел ту салфетку вышить золотыми лилиями.
Этому флагу повезло меньше.