?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Зачем алеутской женщине усы?
Некрупный орёл
callmycow
Листы из альбома: И.Г. Гурьянов. Дитя-россиянин, или Новая географическая игра для детей, служащая им увеселением. 1830 (Отсюда)




Вспоминается танец морских котиков ансамбля "Мэнго" - там по сюжету все танцоры-котики-самцы с усами, привлекают себе невест; а самый маленький котик (если верно помню, эту роль исполнял Данил Яганов) усов не имел, и барышни его игнорировали. Он расплакался, но в конце танца появился с огромными накладными усами, которые, увы, только всех насмешили.
Но и это никак не объясняет, почему алеутская женщина изображена с усами? Не задачка ли это географическая: "Что напутал художник"?

  • 1
Может, там под видом алеутской айнская женщина вкралась ,с татуированными усами? :)

Иди кто-то из индейцев? Вообще припоминаю ,что кто-то из исследователей 18-го века писал про то ,что какие-то народы Берингии вставляют в нос палочки , сделанные , что ли, из моржового клыка. Но деталейе не помню. Может, отсюда ноги растут?

Здравая мысль! Да, у всех народов Берингии известны лабретки - костяные пирсинговые вставки в нос или губу. Может быть, из какого-либо невнятного изображения и "растут"... не ноги, так усы :))

Григорий Шелихов описывал, что "Коняги" (Одни из Алеутов?) протыкали средний хрящ в носу под украшения.

Вот тут у Григория Шелихова про украшения в носу:
https://odynokiy.livejournal.com/1599061.html

"Коняги" (племя Ка`дьяк) в РИ нередко считали как алеутов.

Из атласа Г. А. Сарычева:

Из аманатов, может быть?
С таким сочетанием платья и украшений.

К тому времени уже торговля была.

Такое платье надо уметь носить.
И позировать художнику по-европейски нужно уметь.

Я думаю, это искусство художника. Вернее, художников, поскольку рисунок проходил через несколько рук прежде чем попасть в альбом, от чернового наброска до оттиска гравюры. Позы ростовых фигур тоже выглядят больше "модельно", чем естественно.

Позы ростовых фигур функционально "модельны" - чтобы полнее костюм показать.

Свои правила композиции для таких изображений были.
Попробую мнение подруги-искусствоведа узнать, если она тут в теме.

Традиции были, достаточно посмотреть зарисовки путешенственников тех времён. Но они не были строгие. Пример: обычно ландшафты ужимались с боков, чтобы побольше вмещалось объектов, горы становились круче (и более узнаваемы, чем на фото). Но, допустим, в экспедиции Кука художник Уэббер ландшафты почти не утрировал. А его помощник и ученик Эллис - да. А позднейшие перерисовщики Уэббера приводили его рисунки к традиции, согласно своему разумению.

У портретов были свои правила.
Строгость от эпохи к эпохе варьировалась.

А как Вам красавец с рафаэлевской шеей?


Полистайте весь альбом.

спасибо
посмотрю!

Посмотрела весь альбом.
Ещё раз, спасибо.
Теперь соглашусь, про "искусство художника" - на меня такое однозначное впечатление произвела гравюра женщины с Чукотки и общий стиль (или это композиция сходная?) у всех портретов.

Наверно, вот такими средствами художник рисовал с любовью, приближал себя и зрителя к модели, с которой познакомился в экспедиции.

С любовью - обязательно :)
Но и по традиции портрета того времени. Покатые плечи, высокие шеи, романтический взгляд. Вчитываюсь в подпись под картинкой: "Гравирова(ны?) У. Г.(-на?) Клаобера". Клаобер, Игнатий Клаубер - руководил школой гравёров с конца XVIII века. Клаубер не так славен, как стали его ученики (Уткин, Ческие), но нашёлся портрет императрицы Марии Федоровны (жены Павла I), им гравированный.

Вот, умные люди пишут

«В 1800 году Клаубер принялся со своими учениками, по заказу Адмиралтейского Департамента, за гравирование атласа к „Путешествию вице-адмирала Сарычова" (22). Атлас этот вышел в 1802 году с 50 отличными гравюрами работы: А. Екимова, Е. Михайлова, И. Плахова, Саундерса, И. Телегина, Н. Уткина, А. Ухтомского, Г. Худякова, Ив. Ческого, и К. Ческого. Среди этих отлично исполненных гравюр обращают на себя внимание пять листов больших голов работы Уткина, исполненные широкими и сильными и вместе с тем оригинальными штрихами, которых мы не встречаем у первых учителей Уткина,—Радига и Клаубера. Этот удачный опыт повлек за собой и второй заказ: в 1803 году ученики Клаубера взялись на правах артели и под ответственностью Клаубера за гравирование монументального атласа к путешествию Крузенштерна. В этом издании принимали участие: С. Ф. Галактионов, И. И. Колпаков, К. И. Кольман, Дмитрий Кулибин, П. И. Масловский, Медников, В. В. Мельников, Василий Осипов, Александр Петров, Е. О. Скотников, А. Г. Ухтомский, И. В. Ческий, К. В. Ческий и сам Клаубер. Атлас заключал в себе 109 гравюр (23) с рисунков Тилезиуса, исполненных очень бойко и тщательно на манер знаменитых атласов к наполеоновской экспедиции в Египет. На гравирование этого атласа потребовалось десять лет и печатание его обошлось 15.000 рублей. Этот знаменитый атлас является самым крупным изданием русской гравюры. Кроме этих монументальных изданий, учениками Клаубера был награвирован атлас к „Запискам путешествия академика Лепехина", в котором принимали участие: Н. В. Астафьев, И. И. Колпаков, П. И. Масловский, Александр Петров, А. В. Ухтомский и И. В. Ческий. Во всех этих изданиях ученики Клаубера зарекомендовали себя как отличные ландшафтные граверы. <…>
Гравюры первой четверти XIX столетия отражают появившееся в нашей литературе того времени увлечение романтизмом».
(В.Я. Адарюков, А.А. Сидоров (Ред.) Русская книга: XIX век. 1927.)

Re: Вот, умные люди пишут

Спасибо!

Да, собствено, из того же атласа Г.А. Сарычева:

Видно сходство усатой алеутской женщины с мужчиной острова Уналашка. Мало того, что он "мущина", так и под носом у него, похоже, маленькие усы и большая лабретка.

Edited at 2018-02-04 07:06 am (UTC)

Получается, что беда с матчастью у авторов популярных книг и то - не современное веяние )))

Это точно. Эффект "испорченного телефона" извечен (гора-а-а-здо древнее телефона))).

  • 1