callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Уроки постановки фильма «Адмирал Нахимов»

(Окончание подборки статей Всеволода Пудовкина о создании фильма "Адмирал Нахимов". Начало было здесь.)


Уроки постановки фильма «Адмирал Нахимов»
Центральный Комитет ВКП(б) в своем постановлении «О кинофильме «Большая жизнь» отметил, что фильм «Адмирал Нахимов» является неудачным и ошибочным. Сущность ошибок заключалась в том, что мы при подготовке фильма недопустимо небрежно, поверхностно отнеслись к изучению исторического материала, который должен был составлять основу художественного рассказа о великом русском флотоводце П. С. Нахимове, и создали фильм, искажавший историческую правду.
Авторам была предоставлена возможность заняться исправлением недостатков в картине. Они получили ясные указания, как надо исправить фильм. Теперь приходилось думать не об удалении частных погрешностей картины, а почти о полной ее переработке.
Можно ли исправить ошибки, так глубоко проникшие в самую суть картины? Да, можно. Для этого требуется одно непременное условие: убедиться во вредности ошибок, точно установить причины их появления и все силы направить на уничтожение этого источника ошибок.
Наш коллектив, получив возможность переработки картины «Адмирал Нахимов», постарался прежде всего выработать себе точку зрения на всю будущую работу. Мы поняли, что простым механическим удалением тех или иных неудачных сцен ничего толкового не достигнем. Так же было бы бесполезно заменять другими без ясного представления того, какой должна получиться вся картина в целом. Надо было заново определить весь художественный и политический стиль картины. А для этого требовалось только одно; строго придерживаться исторической правды, не отступая от нее ни на один шаг.
Адмирал Нахимов, как известно, обладал своеобразным характером, нередко встречающимся у великих людей, вышедших из русского народа: его пылкая преданность Родине как бы целиком поглощала все обычно свойственные человеку чувства и страсти. Домом Нахимова был корабль, семьей — флот, единственной пламенной любовью — Россия. Нахимов был крупным талантом в области военного искусства.
Качества Нахимова как великого полководца ярко проявились и развернулись в войне 1853—1856 годов, которую вела против России англо-французская каолиция, куда входила и Турция. Именно эти исторические события и должны составлять основу нашей картины о Нахимове, в которой мы поставили цель правдиво показать исторические лица и события. В соответствии с этим была введена отсутствовавшая в первом варианте фильма историческая сцена пленения Нахимовым в Синопском бою командующего турецкой эскадрой адмирала Османа-паши вместе с его штабом и находившимися на борту его корабля в качестве инструкторов английскими офицерами. При этом приводятся слова Нахимова, обращенные к турецкому адмиралу, о том, что Турции всегда надлежало бы находиться в мире с Россией и что она сама виновата в своем поражении, начав с Россией рискованную войну.
Особенно стремились мы показать военный талант и полководческое искусство Нахимова как на море, так и в боях на суше. В сцены Синопского боя мы ввели эпизоды, показывающие смелое решение флотоводца атаковать двухколонным строем своей эскадры сильнейший турецкий флот, прикрытый огнем береговых батарей.
Почти все сцены Синопского сражения были заново сняты, с тем чтобы дать более наглядное представление о том, как благодаря воинскому умению Нахимова и героизму русских матросов была одержана блистательная победа над сильным флотом турок.
Воспроизведен — ранее непростительно упущенный — главный мотив Нахимова при разговоре его с Меншиковым о немедленном захвате Босфора и Дарданелл: закрыть пути в Черное море англо-французскому военному флоту, состоявшему из паровых винтовых кораблей и превосходившему по своим техническим данным русский флот, в который входили преимущественно парусные тихоходные суда. Эта сцена ярко показывает, насколько глубоко и верно оценивал Нахимов стратегическую обстановку того времени. Из первого варианта картины было непонятно, почему русские решили затопить свои боевые корабли на рейде при защите Севастополя. В действительности же Нахимов ясно видел, что выгоднее было, затопив корабли, преградить вход англо-французскому флоту на внутренний рейд Севастополя, использовать матросов и тяжелое морское вооружение на суше, чем принимать неравный бой с превосходящими силами англичан и французов в открытом море. Мы стремились как можно правдивее отобразить героическую защиту Севастополя от англо-французских захватчиков, ибо эта защита прославила стойкость, доблесть и героизм русских матросов, солдат, командиров, замечательное военное искусство их военачальника адмирала П. С. Нахимова.
За работу по созданию художественно полноценного и исторически правдивого фильма о Нахимове мы взялись с большим подъемом. Помогала ясность пути, по которому должны были идти переделки, воодушевлял творческий, а не механический характер этих переделок. Для художников это главное. Мы поверили в будущую свою картину, контуры которой уже стояли перед нами. Более четырех месяцев коллектив «Мосфильма» упорно работал над съемками новых сцен, объем которых и по техническим трудностям, и по количеству занятых актеров, и по количеству массовых сцен был чуть ли не равен новой картине.
Указания Центрального Комитета ВКП(б) научили нас многому. Мы поняли, что надо смело браться за тему и относиться к работе добросовестно, не трусить перед трудностями, тщательно не вникать во все детали, не имеющие прямого отношения к основной задаче, а идти к цели, делая только то, что раскрывает тему глубже и яснее. Все эти выводы, казалось бы, настолько просты и ясны, что их следовало знать и раньше. Иначе и работать нельзя.
Но в действительности оказывается, что такому стилю работы надо учиться беспрерывно. ЦК ВКП(б) указал нам на ошибки, и мы, преодолевая их, научились гораздо большему, чем исправлению прошлой плохой работы. Перед нами стали яснее замыслы и планы наших будущих картин, в нас стало больше смелости и уверенности в нашей способности осуществить эти планы,
1947 г.

Как снимался фильм
Мы творческие работники советского кино, постоянно ощущаем конкретную помощь и внимание нашей партии и правительства.
В этом отношении фильм «Адмирал Нахимов» может служить характерным примером Наша картина была закончена пять месяцев назад. Она подверглась критике Центрального Комитета ВКП(б)1. Всем известно постановление, в котором «Адмирал Нахимов» расценивается как фильм ошибочный, неудачный, искажающий исторические факты. Центральный Комитет не ограничился справедливой критикой. Он дал постановочному коллективу ясно сформулированные указания, в каком направлении следует провести коренные переделки фильма, чтобы основные его недостатки были полностью исправлены.
Наш съемочный коллектив снова взялся за работу. Понять причины и смысл ошибок, найти путь к тому, чтобы, не разрушая цельность картины, резко и решительно повернуть ее в новом, правильном направлении, стало делом чести всего коллектива фабрики «Мосфильм».
Более четырех месяцев мы работали над съемкой новых сцен. Они были очень велики по объему и производственной сложности и во многих случаях по трудности превосходили все, что делалось в первом варианте картины.
«Адмирал Нахимов» — это третий исторический фильм, который мне довелось поставить. Но, пожалуй, ни одна из моих предыдущих работ не требовала разрешения такого количества труднейших творческих и технических задач. Начнем с первой и основной задачи — с образа адмирала Нахимова, обладавшего чрезвычайно своеобразным характером. Интересно, что когда еще шла речь о сценарии, один из крупных советских писателей, ознакомившись с материалами биографии Нахимова, отказался от участия в работе2. Он мотивировал свой отказ тем, что у Нахимова не было достаточно интересной личной жизни, чтобы вокруг нее развернуть волнующий сюжет.
Действительно, о Нахимове можно безошибочно сказать, что его семьей был Черноморский флот и родной ему Севастополь. Его единственной любовью, в которую он вложил все свои пламенные чувства, была Родина — Россия. И только после критики Центрального Комитета, в процессе глубокой переделки картины мы поняли истинное содержание и величие этого образа и постарались воплотить его на экране.
Мы привыкли видеть слезы героя, потерявшего мать, друга или любимую женщину. Мы привыкли к естественному волнению человека, благодарного за оказанную ему лично помощь или услугу. Но, создавая образ Нахимова, мы шли по иному пути. Потрясенный Нахимов плачет, когда погружаются в воду потопленные по его приказу корабли созданной его трудами эскадры. Нахимов раскрывается в чувстве горячей благодарности молодому офицеру, нашедшему способ быстрой выгрузки артиллерии с корабля. Он благодарит его за ревностность к службе не так, как это делает командир перед фронтом, а как глубоко взволнованный человек благодарит друга за оказанную большую помощь.
В том, чтобы в ряде поступков, имеющих большое политическое, а подчас и историческое значение, раскрыть Нахимова, как человека пламенного сердца и высоких, благородных чувств, и заключалась основная задача реального воспроизведения живого образа великого русского патриота, флотоводца.
Второй огромной трудностью в съемке фильма было воспроизведение исторической обстановки. Нахимов командовал парусным флотом. Центральным событием его военной биографии был победоносный Синопский бой, где эскадра Нахимова встретилась с турецкой эскадрой. В финальной части картины должен был быть показан соединенный англо-французский флот, состоящий не только из парусных кораблей, но и из бывших тогда новостью пароходов.
Здесь снова на помощь нам пришло государство. Нам было предоставлено учебное трехмачтовое судно со всей его командой. Мы крейсировали на Черном море, производя сложные операции уборки и постановки парусов, ловя необходимую для съемок погоду — от солнечного штиля до шторма.
Но одного корабля было мало. С помощью заводов Одессы на каркасе большой металлической баржи был выстроен старинный деревянный корабль. На его палубе, вооруженной старинными пушками, снимали сцены Синопского боя. Сцен, снятых в открытом море, было недостаточно. И вот на территории Одесской киностудии с помощью матросов выросла особая декорация. Солидная часть старинного корабля, укрепленная на дугообразных полозьях, усилиями полусотни моряков медленно со скрипом раскачивалась, как бы во время сильной бури. На мостике стоял бесстрашный Нахимов. Подчиняясь его команде, на палубе неистово работали босые матросы. Ревел ветер, несущийся от двух, на полную мощь работающих самолетов. Этот ветер гнал черные тучи, которые саперы извлекали из пиротехнических шашек.
Однако и этих трех корабельных построек было мало. На помощь пришли так называемые «комбинированные» съемки, на которые положили много труда и изобретательности художники Семенов и Сулержицкий и оператор Арецкий. В специально выстроенный в Одессе бассейн, площадью в 200 квадратных метров, были спущены десятки тщательно сделанных моделей кораблей.
Все съемки, о которых я говорил, производились в Одессе и Севастополе. Успехами в преодолении их огромных трудностей мы обязаны военному командованию Черноморского флота, Севастополя и Одессы и, в частности, лично адмиралу Ф. С. Октябрьскому.
До сих пор мы с горячей благодарностью вспоминаем, с каким искренним увлечением снимались у нас в тысячных массовках матросы.
Когда встал вопрос о необходимости переделок фильма, встретились еще большие технические трудности. Снимать на море уже было поздно и невозможно. Натурные съемки должны были быть произведены на фабрике «Мосфильм». Соединенными усилиями всего коллектива удалось возвести на территории фабрики необходимые декоративные постройки. Снова появилась палуба корабля, опутанная сетью снастей. На этот раз корабль был турецкий.
Рассказывая о трудностях постановки, я не могу не упомянуть о длительных съемках атаки матросов и рукопашного боя под Севастополем. Под руководством режиссера Д. Васильева постоянная спортивная группа, работающая со мной на постановке уже третьей картины во главе с Рождественским, Старостиным и Апариным, показала буквально чудеса выносливости.
В досъемках снова принимали участие тысячи людей, одетых в костюмы английской пехоты. В ответственной постановке помогало нам военное командование Московского гарнизона.
Так, благодаря всесторонней продуманной помощи коллектив фабрики «Мосфильм» сумел выполнить большую задачу постановки важного исторического фильма о великом флотоводце Павле Степановиче Нахимове.
1947 г.


Письмо морякам Черноморского флота
К моему глубокому сожалению, внезапная болезнь помешала мне лично присутствовать при демонстрации фильма «Адмирал Нахимов» в Одессе и Севастополе. Я пользуюсь случаем, чтобы, хотя бы в письменной форме, передать, как от своего имени, так и от имени всего коллектива орденоносной киностудии «Мосфильм», горячую благодарность товарищам, помогавшим нам в трудной и ответственной работе над картиной. Мы до сих пор вспоминаем теплый, дружеский прием, оказанный нашей съемочной группе в Севастополе и Одессе. В нашей родной стране, в отличие от многих стран, любовь народа к киноискусству выражается не словами, а живым делом. Мы никогда не забудем советов и помощи верховного командования Черноморского флота. Мы никогда не забудем бесчисленных услуг со стороны офицерского состава и рядовых краснофлотцев, принимавших непосредственное участие в наших съемках. Только в Советском Союзе, только в его великой армии может существовать дух бескорыстного товарищеского сотрудничества во имя большого государственного дела.
Теперь работа закончена. Мы показываем Вам готовую картину. Мы с волнением ждем Вашего суда. Ваше впечатление и Ваша критика нам особенно дороги. Вы являетесь достойными носителями великих, исторических традиций Черноморского флота, которым посвящается картина «Адмирал Нахимов». Именно поэтому так дорого нам Ваше слово.
Еще раз горячий привет и глубокая благодарность за помощь высшему командному составу, офицерам и краснофлотцам славного Черноморского флота!
1947 г.

Всеволод Пудовкин. Собрание сочинений в 3-х томах. Том 2. 1975 г. С. 87-97. Фото из книги.</div>
Tags: История, Корабли, Культпоход
Subscribe

  • Показуха?

    Да, у нас показуха. А также показгорла и показноса. Показзуба в сто втором кабинете, показглаза в сто четвёртом. А показы ниже пояса на первом этаже.

  • Подумалось

    Одни знакомые считают, что она сидит у него на шее. Другие полагают, что на шее он у неё. Так может, всё правильно, это и есть поза "69"?

  • Утрешний мудризм

    Вот мы ругаем нашу лень, Что губит добрые затеи. Но лень ленивого злодея Продляет наш счастливый день! (СТИМПР. По пути на работу.)

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments