callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Извлечение из рассказов г.г. Эдингтона и Селивана, служивших на английском пароходе «Тигр»

Российские библиотеки припаздывают с оцифровкой «Морских сборников»; большинство доступных он-лайн – это заслуга гугла, сканирующего американские библиотечные загашники. Но текстовое распознание тех же самых сканов почему-то гораздо качественнее не в books.google, а на ресурсе HuthiTrust, оттуда я и взял текст статьи о сражении в Гамле-Карлебю. Но поскольку в том же номере (июль 1854, сс. 347- 349) обнаружился ещё и английский рассказ о сдаче пароходофрегата «Tiger» под Одессой, я скопировал и его – самому прочитать и людям показать. Эпизод известный, но тут от первого лица и уже в переводе.
(Картинка из Википедии)


Извлечение из рассказов г.г. Эдингтона и Селивана, служивших на английском пароходе «Тигр».

По рассказам английских офицеров, три парохода — «Тигр, и «Везувий» и «Нигер» — были отправлены адмиралом г. Дундасом с целью препятствовать плаванию русских судов по Северной части Чёрного Моря. В начале плавания эти три парохода шли вместе по направлению к Одессе; но 29-го апреля «Тигр» потерял из виду два другие парохода, однако же продолжал идти в принятом направлении до часу пополудни. Находясь от Херсонесского маяка на NW в десяти милях, капитан приказал взять направление на остров Фидониси. Пройдя по этому направлению 60 миль, опять переменил курс и два с половиною часа держался к южной оконечности Царьградского устья. В девять с половиною часов, когда пароход, по счислению, находился от Тендровского маяка на StW в семидесяти милях, взят курс на N, чтобы приблизиться к Тендровскому маяку. Здесь было дано приказание уменьшить пары. Во всю ночь с 29-е по 30-е апреля был штиль и густой туман, а потому «Тигр» шел медленно и часто измерял глубину, и так как она уменьшалась подобно тому, как уменьшается по мере приближения к острову Тендре, то начальник парохода полагал, что они находятся в пяти милях от Тендровского маяка. В четыре часа пополуночи лот погрузился только на пять сажень, а потому капитан, думая, что он слишком близко подошел к острову Тeндре, и желая несколько удалиться от берега, приказал переменить курс на NNW. Находя постоянно ровную глубину (5 сажен). «Тигр» держался в этом направлении полчаса. В четыре с половиною часа пароход внезапно стал между двух подводных камней. По обмеру найдено воды под форштевнем 9 фут, под ахтерштевнем 28 фут (*). [* Неверность счисления, штурманский офицер парохода «Тигр» Франциск Эдингтон полагает, произошла оттого, что скорость течения принималась обыкновенная (до одной мили в час), тогда как течение из Днепровского лимана, идущее вдоль берегов, в весеннее время достигает необыкновенной быстроты от З до 4 миль в час. (См. Лоцию Черного Моря, изданную Гидрографическим Черноморским Депо в 1851 году, стр. 28).] Тотчас были приняты обыкновенные меры для спасения парохода. Машина действовала полным задним ходом — но нисколько не двигала парохода; люди переходили с носа на корму и с кормы на нос, так как ни та, ни другая часть парохода не касались камней, но это не помогло. Завезли два якоря, выбросили за борт несколько орудий, часть балласта и военных снарядов, выпустили из котлов воду — все напрасно. Тогда сделан был выстрел и начали звонить в колокол, чтобы известить другие два парохода об опасности.
Между тем с Одесского маяка извещают одесское начальство, что хотя уже пять часов пополуночи и за густым туманом ничего не видно, но свист выпускаемого пара и шум колес явно доказывают близкое присутствие парохода. В то же время на маяке было слышно в стороне пять пушечных выстрелов. «Вероятно, неприятельский пароход стоит на мели», — догадывается дежурный офицер на маяке. В шесть с половиною часов послышался колокольный звон; свист пара замолк; через десять минут раздался вблизи пушечный выстрел; за ним последовали два — но они были отдаленные. В семь часов все затихло; густой туман мешает рассмотреть даже близкие предметы; не осталось более никаких признаков, доказывающих присутствие парохода. В половине девятого с дачи купца Картацци увидели, что неприятельский пароход стоит на мели у самого берега, о чем немедленно было донесено начальнику войск, расположенных в Одессе. Около этого времени прибыли с колонии Люстдорф два полевые орудия и открыли по пароходу канонаду; через десять минут прибыло оттуда же еще два орудия; а через полчаса явилась на месте действия полевая артиллерия в числе шестнадцати орудий и заменила прежние четыре. «Сопротивляться им, — говорит г. Эдингтон, — не было никакой возможности, потому что крутизна берега не позволяла действовать элевационно даже единственною носовою пушкою, которую в настоящем случае следовало употребить в дело. Не находя никаких средств к обороне, капитан, которому одним из первых выстрелов оторвало ногу, отдал приказание: уничтожить сигнальные книги, журнал и другие важные бумаги и спустить флаг». В исходе десятого часа на фор-брам-стеньге парохода поднят был белый флаг, после чего действия русской артиллерии прекратились, а с парохода отправилась на берег шлюпка под переговорным флагом; — лейтенант, бывший на ней, объявил, что экипаж парохода сдается военнопленным, — и к десяти часам все находившиеся на пароходе съехали на берег на своих гребных судах.

Модель пароходофрегата «Tiger» (NMM). Хорошо видно походное размещение кожуховых ботов – на колёсных кожухах.
HMS Tiger (1849); Warship; Frigate; Paddle

HMS Tiger (1849); Warship; Frigate; Paddle

Дальнейшая судьба пароходофрегата «Тигр», из Википедии:
30 апреля (12 мая) утром, при густом тумане, в 6 верстах от Одессы, под крутым берегом Малого Фонтана, сел на мель английский 16-пушечный паровой фрегат «Tiger» (Тигр). Огонь российской полевой артиллерии, быстро развернутой на огневые позиции напротив места аварии, поджёг его и заставил спустить флаг. Во время обстрела фрегата был ранен капитан Giffard (Джиффард), позднее скончавшийся от ран в Одессе, и несколько матросов. Пленные (225 человек — 24 офицера и 201 матрос) были перевезены на берег, а сам корабль, который невозможно было за сутки снять с мели, на следующий день уничтожили огнём своих пушек подошедшие на выручку «Tiger» два других корабля союзников — «Vesuvius» и «Niger». Однако за первые сутки на берег в качестве трофеев успели переправить часть мебели и пр. (паровая машина корабля, которая впоследствии была установлена на императорской яхте пароходофрегате «Тигр», и пушки были подняты позднее водолазами; пушки «Тигра» даже вошли в состав вновь образованных береговых батарей Одессы).
Взятие «Тигра» было очень важно — он принадлежал к новейшим пароходам английского флота. Водоизмещение 1 220 тонн, 560-сильная паровая машина Пена — лучшего заводчика в Англии. Корабль, стоимостью в 450 000 рублей серебром, был спущен на воду в 1849 г. и сначала был яхтой королевы Виктории, а впоследствии был обращён в своего рода морскую школу.
Пленённый экипаж «Tiger» содержался в Одессе с большим вниманием местного общества, о чём пленные писали восторженные письма на родину, а впоследствии был переведён во внутренние губернии и затем отпущен, согласно распоряжения Императора Николая I. О первых днях пребывания пленных в Одессе рассказывали такой анекдот: к англичанам в качестве переводчика прислали городского учителя английского языка, но англичане отказывались общаться через него, говоря. что не понимают его английского. Неизвестно. было ли то правдой, или игрой пленных, но учитель был весьма сконфужен.
Одну из пушек фрегата в 1904 году (в 50-ю годовщину событий) установили в качестве трофея на Приморском бульваре Одессы, где она находится и по настоящее время.
Tags: История, Корабли, Крымская война, Первоисточники
Subscribe

  • Век живи

    Оказывается, французский корвет l'Artemise вовсе не в честь богини Артемиды назван. Артемида по-французски Artemis, а Artemise - это Артемисия,…

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Век живи

    Оказывается, французский корвет l'Artemise вовсе не в честь богини Артемиды назван. Артемида по-французски Artemis, а Artemise - это Артемисия,…

  • На Гавайях народ простой

    Залез в газету The Polynesian за 16 декабря 1854 года, уточнить дату отплытия французского корвета l'Artemise. Думаю: у них там 15 числа король умер…

  • Наследие капитана Паркера

    В 2009 г. в Канаде опубликован дневник Чарльза Аллана Паркера, чьи останки покоятся в братской могиле под Никольской сопкой. "A Troublesome Berth":…