Памятник доставлен морем в разобранном виде, к нему прилагались ключи для сборки, запасные болты и чертежи.
Тем не менее, на фотографиях 1920-х годов мы видим навершие памятника в неправильной сборке.
Посмотрим перемены в динамике. (Детали я поименовал от балды, т.е. ассоциативно, родные их названия см. в справке ниже).
1) Фото 1897 г. из книги Элима Демидова A shooting trip to Kamchatka, 1904.
[ Далее]
2) Фото начала 1920-х из альбома японского крейсера "Канто". Навершие памятника собрано неправильно, "яблоко" вообще набекрень. "Шея" выглядит короче, поскольку скрыта "ошейником".
3) Памятник увенчан звездой.
4) Моё фото, нынешнее состояние памятника.
Прилагаю историческую справку из книги "Памятники Петропавловска-Камчатского" (Мартыненко В. П., Витер И. В., 2007, с. 33)
Морское министерство заказало проект своему техническому комитету, и в короткое время памятник был изготовлен. 29 ноября 1880 г. заключил контракт со строительной частью Санкт-Петербургского порта, уполномоченный инженер-механик Оттон Крель: «Правление завода (Санкт-Петербургский металлический завод. - И. В.) принимает на себя изготовление здесь в Санкт-Петербурге на заводе чугунного памятника без бронзовых частей: креста с шаром, купола и двух утолщений ниже купола и шейки между утолщениями согласно утвержденного рисунка Строительным отделением Морского Технического Комитета, с полною ответственностью за прочность и правильность чугунной части памятника высотою девять с четвертью аршин без креста с шаром, купола и прочих частей, подлежащих золочению... 2) Чугун для памятника должен быть наилучшего достоинства, представлять излом серый, плотный однородный и не показывать никаких признаков раковин, ни сплавов, трещин и других недостатков. 3) Вес чугунных частей (без частей, исполняемых фабрикантом Морандом) должен быть около 800 пудов; размещение металла в деталях должно быть произведено по детально утвержденному чертежу. 5) Все части памятника должны быть окрашены за два раза по суриковому грунту, темно-серым цветом. 6) По одобрению изготовленного и собранного по частям на заводе памятника, он должен быть сдан Строительной части согласно чертежа, на котором все части должны быть размечены литерами и цифрами. Эти же метки должны быть проставлены и на всех частях памятника, причем должны быть приложены ключи для свинчивания частей и запасные болты...» (20, л. 6). Упоминаемый в данном контракте Адольф Моранд, «бронзовых и литейных дел мастер» заключил в свою очередь контракт 30 октября 1880 г. «...на изготовление медных и бронзовых частей для памятника, согласно утвержденного рисунка Строительным отделением Морского Технического Комитета... 1) а) обязуюсь изготовить и доставить своевременно модели частей на Металлическом заводе, для совместной сборки модели памятника... б) крест сделать из литой бронзы с позолотой; в) шар под крест из красной меди с позолотой; г) шейку под шар из красной меди с позолотой; д) купол с остроконечиями из красной меди с позолотою; е) шейку круглую под купол из красной меди с позолотою; ж) шейку нижнюю из красной меди с позолотою; з) часть памятника между золоченными шейками сделать из чугуна без позолоты; к) общая высота креста, шара, купола и прочих частей должна иметь 3,2 аршина. 2) Общая площадь позолоты должна быть 50 кв. фута, для золочения должно быть употреблено на 1 кв. фут не менее одного золотника золота...» (РГА ВМФ. Ф. 296. Оп. 1. Д. 117, л. 2 — 27).