callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Category:

Всеподданнейший отчет генерал-адъютанта графа Путятина... Часть 1

Лежит на рабочем столе текст, распознал его в ноябре месяце, ни выложить не собрался, ни даже прочесть толком. Выкладываю, пусть будет. Расстановку запятых кое-где поправляю на современный манер, но не очень придирчиво, извините.
Морской сборник, 1856, том XXIV, № 10, август. Оф. Сс. 22-104.
Всеподданнейший отчет генерал-адъютанта графа Путятина о плавании отряда военных судов наших в Японию и Китай, 1852 — 1855 год.

Повергая на Высочайшее Его Императорского Величества воззрение всеподданнейшее донесение о принятых мною мерах к исполнению возложенных на меня в 1852 году, волею в Бозе почивающего Государя Императора Николая Павловича, поручений, имею счастие присовокупить, что в состав сего донесения входят:
1) Краткое обозрение плавания фрегата «Паллада» и других, впоследствии присоединенных к нему судов, и 2) изложение хода и результатов поручений, данных мне от Министерств Морского и Иностранных дел.
Получив от Министерств этих некоторые особые, как относящиеся, так и не относящиеся до экспедиции поручения, и не дожидаясь окончания изготовления предназначавшегося для нашего плавания фрегата «Паллада», я отправился в Августе 1852 года на частном пароходе в Англию.
Первою моею заботою по прибытии туда было приискание и приобретение винтовой шкуны, которая назначалась в экспедицию, для рассылок и других надобностей, что вполне увенчалось желаемым успехом.[Далее]
Новая, имевшая все нужные для дальнего плавания качества шкуна, в 30 сил, названная «Восток», на покупку которой было ассигновано около 50 тысяч рублей, была приобретена в Бристоле за 3375 фун. стерл., а с преобразованием ее в военное судно она обошлась в 5 380 ф., что составит на наши деньги 33 547 р. 66 к. — командиром шкуны, по представлению моему, назначен был прибывший на фрегате «Паллада» лейтенант Римский-Корсаков.
Для совершенного уравнения фрегата «Паллада» с военными иностранными судами того же ранга я счел нужным, с разрешения морского начальства, поставить на фрегат четыре бомбовые 68 фунтовые орудия, которые и были приобретены мною, равно как и 60 штуцеров, взятых у двух лучших английских мастеров, Ланкастера и Вилькинсона. Образцы сих штуцеров тогда же были представлены в С.-Петербург. Сверх того на моей обязанности лежало озаботиться в Лондоне покупкою вещей, назначавшихся в подарок японцам, в дополнение к отпущенным из России на сей предмет вещам.
31-го Октября прибыл в Портсмут фрегат «Паллада», вышедший из Кронштадта 7 числа того же месяца. На нем, кроме командира флигель-адъютанта Унковского, было 22 человека офицеров и 4-39 нижних чинов, из коих предназначались на шкуну 6 офицеров и 37 нижних чинов; сверх того прибыли также: архимандрит Александро-Невской Лавры Аввакум, хорошо знающий китайский язык, и два чиновника министерств иностранных дел и финансов; один назначен был для исправления должности переводчика китайского и манжурского языков, а другой — должности секретаря при мне. По донесению командира фрегата, флигель-адъютанта Унковского, плавание по Балтийскому морю сопровождалось бурною погодою и другими неблагоприятными обстоятельствами, между прочим потерею четырех матросов: трех от холеры, обнаружившейся на фрегате вскоре по выходе из Кронштадта и прекратившейся у берегов Дании, и одного упавшего в море, в Финском заливе, при авральной работе. К сожалению, последний, по случаю сильного волнения и большого хода фрегата, не мог быть спасен, несмотря на все принятые к тому меры. Сверх того в Зунде, в туманную и дождливую погоду, фрегат слегка приткнулся к мели у мыса Дрого, за неявкою, по неоднократному вызову пушечными выстрелами, лоцманов.
Дальнее, предстоявшее нам плавание заставило меня обратить особенное внимание на это обстоятельство и ввести фрегат для осмотра в Портсмутский док, ибо малейшее повреждение в подводной части судна, один оторвавшийся медный лист обшивки и тому подобный, сам по себе незначительный, случай мог повести, в двухгодичном плавании, к важным последствиям, которых нельзя бы было отвратить, по неимению к тому средств в местах, куда направлялась экспедиция. Между тем я воспользовался введением в док фрегата для надежнейшего на нем приспособления, с разрешения морского начальства, парового водоопреснительного аппарата, который принят на многих английских судах, как полезнейшее из новейших изобретений, что вполне оправдалось блистательными последствиями. Мы, кроме речной воды, которою запасались всюду, где был случай, опресняли ежедневно, посредством аппарата, до 120 ведер воды, превосходившей чистотою и вкусом речную.
Хотя, по тщательном освидетельствовании фрегата в доке, повреждений от стояния на мели не оказалось, но между тем при этом случае обнаружились явные признаки гнилости в надводной части судна, побудившие переменить большую часть конопатки и сделать местами новые вставки в деревянной обшивке. Таковое состояние фрегата, имевшего в прочем отличные качества, и в особенности скорость в ходу, но прослужившего уже более 6 лет после тимбирования и совершавшего в это время значительные рейсы по Балтийскому, Немецкому морям и Атлантическому океану, заставило сомневаться насчет благонадежности его в течение продолжительного плавания.
Как переделки на фрегате и изготовление к плаванию шкуны «Восток», так и крепкие противные ветра продержали нас в Англии долее, нежели я предполагал, и именно до 6 Января 1853 года. Вследствие этого я должен был изменить первоначальный план пути мимо мыса Горна, который пришлось бы огибать в самую неблагоприятную пору весеннего равноденствия и крепких ветров, и счел более удобным направиться мимо мыса Доброй Надежды, в Зондский пролив и Китайское море, где мог пользоваться попутным муссоном, о чем в свое время и предупредил Министерства Морское и Иностранных дел.
В 6 день Января наступившего нового года, по совершении архимандритом Аввакумом Божественной Литургии и молебна, оба судна снялись с якоря и покинули Портсмут, а 11 того же месяца вышли в океан, выдержав в Английском канале шторм, причем фрегат «Паллада», в полном грузу сильно бивший носом, потерял утлегарь. Весь переход наш от Англии до острова Мадеры, совершенный в семь дней, сопровождался крепким, хотя и попутным северным ветром. У этого острова, к которому, по моему приказанию, должна была прийти отставшая от фрегата шкуна «Восток», для пополнения запасов, — мы продержались 18 января, около 12 часов, под парусами, и взяв запас свежего мяса и зелени, отправились далее к югу. Так как некоторые из новейших мореплавателей признают более выгодным пересекать экватор в меньшей W-й долготе от Гриничского меридиана, чтобы потом S0 пассат менее отводил от прямого курса, то я, сообразно сему, расположил пройти сквозь группу островов Зеленого Мыса, куда фрегат и прибыл благополучно 25 Января, бросив якорь в Порто-Прайя, на острове Сант-Яго. Здесь оказалось нужным вытянуть стоячий такелаж, ослабевший от крепких ветров, что и было исполнено в сутки (*).
(*) Морск. Сборн. 1853 г., т. X., ч. неоф. стр. 9: О плавании из Англии на мыс Доброй Надежды и в Зондский пролив в 4853 году. К. Посьета. Мор. Сб. 1856 г. № 1 н. о. стр. 132: Отчет о плавании фрег. «Паллада» и пр.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Tags: Адмиралы, История, Корабли, Крымская война, Путятин
Subscribe

  • Крест над обрывом

    Пару дней назад приметил на Никольской сопке крест. Не замечал его раньше. Вряд ли он памяти англо-французского десанта. Но любопытно…

  • Про белого бычка

    Тут все быков повыложили, а у меня ведь тоже есть буйволы с Цейлона. Они трудятся в сфере туристического бизнеса. В частности, дремлющий на берегу -…

  • Пока каникулы не кончились

    Пока каникулы не кончились, отправились с дочкой на собачках к океану. Собачий питомник в пос. Заозёрный, рядом с конюшней. Не все лошади…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments