Как обещал, выкладываю перевод главы из книги "Trincomalee: The Last of Nelson’s Frigates". Andrew D. Lambert.
Naval Institute Press, 2002. Другой фрагмент книги выложен ранее
Особая благодарность
borisouych за собственно оригинал книги.
Chapter Five
Imperial Security - the Second Commission
"Тринкомали" недолго пришлось ждать следующего назначения: в 1852 из Плимута корабль был отправлен на Тихий океан. Тихоокеанская эскадра британского флота, ответственная за самый большой операционный район (naval station), была образована только в 1837 году, ввиду растущей важности региональной торговли как на западном побережье Северной и Южной Америки, так и на океанических островах центральной Пацифики.[ Далее]Район простирался от Северного полярного круга до Антарктики; от мыса Горн на востоке до 170-го меридиана на западе, долготы Самоа. В отличие от других крупных эскадр, в её районе не имелось баз Королевского флота1. Потребности в снабжении должны были удовлетворять корабли-склады в чилийском Вальпараисо и перуанском Кальяо, поддержка с суши от Компании Гудзонова Залива в Эсквимолте, в Сан-Франциско и Гонолулу2, плюс закупки у местного населения на островах и в малых портах. Огромная акватория подразумевала хорошее парусное мореплавание, рациональное снабжение [?-adequate stowage] и относительно небольшие экипажи. Между 1850 и 1860 годами в эскадре обычно состояло двенадцать британских военных кораблей с общей численностью около 3000 человек3. "Тринкомали" по размерам и численности команды соответствовал средней единице этой эскадры, будучи одним из четырех "урезанных" (razée) фрегатов, служивших в то десятилетие. [Весь список Ламберт не приводит, но вот эти четыре: “Daedalus,” “Amazon,” “Amphitrite,” “Trincomalee”.] Протяжённость его плаваний, положенных на карту, удивительна. Только в 1853 году он преодолел более 20 000 миль, выйдя из Вальпараисо, сделав заходы в Эсквимолт, Ситху, Сан-Франциско и вернувшись опять в Вальпараисо.
1 For contemporary accounts of the station in the 1850s see: Bridge, Admiral Sir C, Some Recollections (London 1918), pp 111 -160; Bridge was a midshipman in HMS Brisk, 1855-57. John Moresby served in Amphitrite 1850-55; Moresby, J, Two Admirals (London 1911). Akrigg, G P V & Akrigg, Helen B, HMS Virago in the Pacific 1851-1855 (Victoria, British Columbia 1992)
2 Barrett, G, Russian Shadows on the British Northwest Coast of North America, 1810-1890 (Vancouver 1983), pp43-4
3 Gough, B, The Royal Navy and the Northwest Coast of North America, 1810-1914 (Vancouver 1971), pp245-7

(К карте на стр. 89) Большую часть плавания 1852-1857 гг. "Тринкомали" провёл в Тихом океане, двигаясь по кругу в согласии с циклическими ветрами и течениями: от Чили – через Гавайи – в Ванкувер (с разовыми заходами в Берингов пролив, в Петропавловск, на Таити), и возвращаясь через Сан-Франциско обратно. Эта современная карта составлена на основе сохранившихся маршрутных карт первой половины плавания. (Roma Beaumont)
(К карте на стр. 97) Вторая часть второго плавания. За 1852-1857 гг. корабль покрыл более 110000 миль, проведя 944 дня в море и 882 в гаванях. Команда ела солёную провизию 978 дней, а свежую 848; к возвращению домой на борту оставались 144 человека из 240 начального состава: в основном команда менялась за счёт передачи с судна на судно, увольнений и отставок, поскольку смертей было мало. (Roma Beaumont)

[Следующий абзац даю без перевода в надежде на помощь своих более продвинутых в терминологии друзей]
Armament
Main Deck
8 x 32-pounder of 56cwt (standard heavy solid shot gun)
10 x 8-inch shell guns of 65cwt (standard broadside shell gun)
Upper deck
1 x 10-inch 85cwt shell gun
2 x 32-pounders of 39cwt (light solid shot gun for the upper deck)
Complement:
240, comprising:
24 officers
39 petty officers
115 seamen
33 boys
29 Royal Marines
Stowage:
140 tons of salt provisions
70 tons of bread
95 tons of water in iron tanks
10 tons in wooden casks
80 tons of ballast were required.
Главным изменением с 1847 года стала усовершенствованная артиллерия. Новые пушки батарейной палубы были стандартными, тяжелого образца 32-фунтовками и 8-дюймовыми бомбовыми орудиями, предназначенными для линкоров – а 10-дюймовое тогда было самым большим бомбовым орудием в британском военном флоте.
Третьим и последним командиром «Тринкомали» (из тех, кто водил корабль в моря), был кэптен Уоллес Хаустоун. [Houstoun. В английском произношении «Хаустоун». В то же время в Нью-Йорке Houston street звучит как «Хаустон», а в Техасе город Houston – уже «Хьюстон».] Сын шотландца генерала Хаустоуна он, как и корабль, родился в Индии, в 1811 г., поступил в военный флот в 1824, сдал офицерский экзамен в 1930 и стал лейтенантом в 1930; служил на нескольких кораблях Южно-Американской эскадры [South American station], в том числе на флагмане. Между 1836 и 1839 гг. был лейтенантом на фрегате «Мадагаскар» бомбейской постройки в в Северо-Американской эскадре под командой капитана Прово Уильяма Уоллиса (старшего из лейтенантов, уцелевших на «Шенноне»). После службы на флагмане адмирала сэра Грэма Мура в Девонпорте он вернулся в Вест-Индию как флаг-лейтенант адмирала сэра Чарльза Адама, произведен в коммандеры и получил в командование бриг, а потом, в 1843 г., «Имам» бомбейской постройки, использовавшийся как корабль-склад в Порт-Ройяле. Расчёт получил в 1944 г. Производство в пост-кэптены в июле 1847 г. подтверждает впечатление, что в политчески Хаустоун и его флотские друзья были с либералами. Назначение Хаустоуна ториевской Адмиралтейств-коллегией четвёртого герцога Нортумберлендского было основано на заслугах и оказалось одним из лучших решений герцога, иногда противоречивых.
Кэптену Уоллесу Хаустоуну, которого мы здесь видим пожилым, был 41 год, когда в 1852 он принял под команду «Тринкомали». Он проявил себя как отменный офицер, продемонстрировав превосходное мореплавание, научные и исследовательские умения, такт и сочетание твёрдости и доброжелательности в управлении не всегда дисциплинированной командой.

Продолжение следует
Naval Institute Press, 2002. Другой фрагмент книги выложен ранее
Особая благодарность
Chapter Five
Imperial Security - the Second Commission
"Тринкомали" недолго пришлось ждать следующего назначения: в 1852 из Плимута корабль был отправлен на Тихий океан. Тихоокеанская эскадра британского флота, ответственная за самый большой операционный район (naval station), была образована только в 1837 году, ввиду растущей важности региональной торговли как на западном побережье Северной и Южной Америки, так и на океанических островах центральной Пацифики.[ Далее]Район простирался от Северного полярного круга до Антарктики; от мыса Горн на востоке до 170-го меридиана на западе, долготы Самоа. В отличие от других крупных эскадр, в её районе не имелось баз Королевского флота1. Потребности в снабжении должны были удовлетворять корабли-склады в чилийском Вальпараисо и перуанском Кальяо, поддержка с суши от Компании Гудзонова Залива в Эсквимолте, в Сан-Франциско и Гонолулу2, плюс закупки у местного населения на островах и в малых портах. Огромная акватория подразумевала хорошее парусное мореплавание, рациональное снабжение [?-adequate stowage] и относительно небольшие экипажи. Между 1850 и 1860 годами в эскадре обычно состояло двенадцать британских военных кораблей с общей численностью около 3000 человек3. "Тринкомали" по размерам и численности команды соответствовал средней единице этой эскадры, будучи одним из четырех "урезанных" (razée) фрегатов, служивших в то десятилетие. [Весь список Ламберт не приводит, но вот эти четыре: “Daedalus,” “Amazon,” “Amphitrite,” “Trincomalee”.] Протяжённость его плаваний, положенных на карту, удивительна. Только в 1853 году он преодолел более 20 000 миль, выйдя из Вальпараисо, сделав заходы в Эсквимолт, Ситху, Сан-Франциско и вернувшись опять в Вальпараисо.
1 For contemporary accounts of the station in the 1850s see: Bridge, Admiral Sir C, Some Recollections (London 1918), pp 111 -160; Bridge was a midshipman in HMS Brisk, 1855-57. John Moresby served in Amphitrite 1850-55; Moresby, J, Two Admirals (London 1911). Akrigg, G P V & Akrigg, Helen B, HMS Virago in the Pacific 1851-1855 (Victoria, British Columbia 1992)
2 Barrett, G, Russian Shadows on the British Northwest Coast of North America, 1810-1890 (Vancouver 1983), pp43-4
3 Gough, B, The Royal Navy and the Northwest Coast of North America, 1810-1914 (Vancouver 1971), pp245-7

(К карте на стр. 89) Большую часть плавания 1852-1857 гг. "Тринкомали" провёл в Тихом океане, двигаясь по кругу в согласии с циклическими ветрами и течениями: от Чили – через Гавайи – в Ванкувер (с разовыми заходами в Берингов пролив, в Петропавловск, на Таити), и возвращаясь через Сан-Франциско обратно. Эта современная карта составлена на основе сохранившихся маршрутных карт первой половины плавания. (Roma Beaumont)
(К карте на стр. 97) Вторая часть второго плавания. За 1852-1857 гг. корабль покрыл более 110000 миль, проведя 944 дня в море и 882 в гаванях. Команда ела солёную провизию 978 дней, а свежую 848; к возвращению домой на борту оставались 144 человека из 240 начального состава: в основном команда менялась за счёт передачи с судна на судно, увольнений и отставок, поскольку смертей было мало. (Roma Beaumont)

[Следующий абзац даю без перевода в надежде на помощь своих более продвинутых в терминологии друзей]
Armament
Main Deck
8 x 32-pounder of 56cwt (standard heavy solid shot gun)
10 x 8-inch shell guns of 65cwt (standard broadside shell gun)
Upper deck
1 x 10-inch 85cwt shell gun
2 x 32-pounders of 39cwt (light solid shot gun for the upper deck)
Complement:
240, comprising:
24 officers
39 petty officers
115 seamen
33 boys
29 Royal Marines
Stowage:
140 tons of salt provisions
70 tons of bread
95 tons of water in iron tanks
10 tons in wooden casks
80 tons of ballast were required.
Главным изменением с 1847 года стала усовершенствованная артиллерия. Новые пушки батарейной палубы были стандартными, тяжелого образца 32-фунтовками и 8-дюймовыми бомбовыми орудиями, предназначенными для линкоров – а 10-дюймовое тогда было самым большим бомбовым орудием в британском военном флоте.
Третьим и последним командиром «Тринкомали» (из тех, кто водил корабль в моря), был кэптен Уоллес Хаустоун. [Houstoun. В английском произношении «Хаустоун». В то же время в Нью-Йорке Houston street звучит как «Хаустон», а в Техасе город Houston – уже «Хьюстон».] Сын шотландца генерала Хаустоуна он, как и корабль, родился в Индии, в 1811 г., поступил в военный флот в 1824, сдал офицерский экзамен в 1930 и стал лейтенантом в 1930; служил на нескольких кораблях Южно-Американской эскадры [South American station], в том числе на флагмане. Между 1836 и 1839 гг. был лейтенантом на фрегате «Мадагаскар» бомбейской постройки в в Северо-Американской эскадре под командой капитана Прово Уильяма Уоллиса (старшего из лейтенантов, уцелевших на «Шенноне»). После службы на флагмане адмирала сэра Грэма Мура в Девонпорте он вернулся в Вест-Индию как флаг-лейтенант адмирала сэра Чарльза Адама, произведен в коммандеры и получил в командование бриг, а потом, в 1843 г., «Имам» бомбейской постройки, использовавшийся как корабль-склад в Порт-Ройяле. Расчёт получил в 1944 г. Производство в пост-кэптены в июле 1847 г. подтверждает впечатление, что в политчески Хаустоун и его флотские друзья были с либералами. Назначение Хаустоуна ториевской Адмиралтейств-коллегией четвёртого герцога Нортумберлендского было основано на заслугах и оказалось одним из лучших решений герцога, иногда противоречивых.
Кэптену Уоллесу Хаустоуну, которого мы здесь видим пожилым, был 41 год, когда в 1852 он принял под команду «Тринкомали». Он проявил себя как отменный офицер, продемонстрировав превосходное мореплавание, научные и исследовательские умения, такт и сочетание твёрдости и доброжелательности в управлении не всегда дисциплинированной командой.

Продолжение следует
Прочитал Шарыпова, великолепно.
Я был не прав в разговоре с тобой по поводу охотников-промысловиков.
Были, Шарыпов очень много про них написал.
А у вас есть его Grand strategy?
Что значит автоматом?
В оригинале "получил автоматическое производство"
After serving in Admiral Sir Graham Moore’s flagship at Devonport, he went back to the West Indies in 1841 as Flag Lieutenant to Admiral Sir Charles Adam, earning automatic promotion to commander, and a transfer to command a brig, and then the Bombay-built Port Royal depot ship Imaum in 1843.
У англичан своя грамматика, у нас своя.
Измени предложение, на примерно такое:
Получил под командование бриг и автоматически был произведён в коммандеры.
Т.е. сначала бриг, потом коммандер.
Не стал бы командиром брига, так бы и плавал энное количество лет в лейтенантах.
Были и 50-ти летние лейтенанты.
Чин всегда у англичан соответствовал должности.
Скорее всего автор ошибается и не в первой.
Ну да ладно. Не видишь - значит не видишь.
"Кэптена ему дали в 1854-м, а "Метеор" только в 1855-м спустили на воду."
На вновь строящийся корабль командира назначают ещё до начала его постройки.
По крайней мере на сегодняшний день так.
Edited at 2019-11-04 05:10 am (UTC)