callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Змея, лишённая крысы

Это вахтенный журнал французского брига "Облигадо", запись от 11 февраля 1855 года. Бриг пришёл в чилийский порт Вальпараисо. Одновременно с ним прибыл британский шлюп "Ratless-Snake". (На самом деле, конечно, "Rattlesnake" - "гремучая змея".) На рейде французы застали следующие военные суда:
F-te anglaise President
F-te americaine Susquehanna
C-tte americaine John Adams
Vapeur chilien Cazador
Goelette – id – Janaquco
Brig --- Ancud
Corvette – id -- Constitucion
2021-07-29_21-51-43

Иностранные названия записаны достаточно разборчиво, а вот имена французских мирных судов - небрежно. Последним назван "Maréchal de Turenne" - "Маршал де Тюренн", а что перед ним - я так и не разобрал. (Navire de commerce française - ...?)
Теперь я знаю весь путь "Облигадо" от Сан-Франциско до Вальпараисо в зиму 1854-55 гг. Я и до этого был уверен, что "Облигадо" не заходил на Таити, но почему-то никто из англичан французского брига в Вальпараисо словно бы не заметил. Хотя адмирал Брюс лично в гости на борт приходил, факт.
"Маршал де Тюренн" упоминается в журнале ещё раз: 7 марта с "Облигадо" на "Тюренн" передали матроса по имени Camped в обмен на матроса по имени Charles.
Вроде бы уже и не надо, а всё ж любопытно, что за судно этот "Тюренн". Его ранее встречал в Индии Сиприан Бридж, о чём упомянул в своих мемуарах: "...fully armed merchant vessel which I remember seeing was a very handsome French full-rigged ship called the Maréchal Turenne. She was "pierced" for eighteen guns, but carried a smaller number. I saw her more than once in the Pacific in 1856-57."

UPD. Спасибо за подсказку Александру fudao. Неразборчивые французские суда называются: Felix (барк, 170 тонн); François Casimir (барк, 278 тонн). "Франсуа-Казимир" вёз из Бордо в Сан-Франциско вина, коньяки, сыры, изюм, фарфор и всякий ширпотреб. Даже в австралийских газетах потом рекламировали шампанское с "Франсуа-Казимира". А "Маршал де Тюренн" - новый клипер 700 (или 750) тонн, гордость бордоских кораблестроителей, поставивший в 1853-54 г. рекорд скорости от Гавра до Вальпараисо (61 день, при том что 19 дней был штиль) , в честь чего моделью клипера даже хвастали на Всемирной выставке.
(Поди разберись, когда по Тихому Океану в то же время ходили, помимо французского "Феликса", ещё "Феликсы" португальский и бременский, а кроме "Маршала де Тюренна" - "Маркиз де Тюренн" и просто "Тюренн".)
Tags: Корабли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Анкудинов и обезьяна

    Евграф Григорьевич Анкудинов, лейтенант с фрегата "Аврора", при обороне Петропавловского Порта возглавлял одну из стрелковых партий, сбросивших…

  • Дневник убитого капитана. Часть 7 (завершающая)

    Гибель капитана Паркера стала одним из моментов, определивших победу русских героев. Место его смерти – гребень Никольской сопки – британский…

  • Дневник убитого капитана. Часть 6

    « План капитана Паркера был изменен командиром «Эвридики» де Ла Грандьером, который был « формально старшим из командиров»... Фото: Пьер-Поль-Мари…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments