callmycow (callmycow) wrote,
callmycow
callmycow

Categories:

Жизнь пещерная и припещерная. (Каппадокия, часть 3)


Чуточку о человеческой истории Каппадокии.

Едва народившись на Земле, человечество пустилось странствовать, расселяться, и никак не могло пройти мимо этих мест. (Об этом, собственно, и говорится в повести Нестора, см. позапрошлый пост.) Климат благодатный, земля плодородная, богатая рудами. «Гриб» - это почти готовый дом со стенами и крышей, только надо выдолбить в мягком туфе квартирки. Не прошли мимо ни хетты, ни армяне, ни персы, ни греки с македонцами, ни римляне. Есть хорошие стихи И.Бродского о том, как римляне гнали из Каппадокии Митридата Эвпатора. Так Митридат из царя Понтийского превратился в Боспорского; а потом потерял всё. Апостолы занесли сюда христианство, и уже в первом послании Пётр взывает к каппадокийцам. Здесь родился солдат Лонгин, пронзивший копьем распятого Иисуса; отсюда пришел Георгий Победоносец на российский герб. Здесь оформилось учение о Троице и начал отмечаться праздник Рождества (джингл беллз, джингл беллз). Здесь появились первые пещерные монастыри христиан. И лишь через тысячу лет пришли сельджуки со своим исламом.


Итого, в Каппадокии великое множество (сотни!) пещерных городов, церквей и монастырей, много не исследовано, и ещё не открыто. Иные пещеры доныне обитаемы, но рыть новые запрещено. Разобраться бы со старыми.



Кто хочет отдохнуть от многолюдия – тому прямой путь в Каппадокию. Поселки скрыты в долинах, а туристы тихо рассасываются по пещерам.
Нам достался подземный город в деревне Саратлы (1 км вправо от дороги Аксарай-Невшехир). Я бы сказал, не город, а ПГТ: семь этажей в глубину (а то ведь есть и тридцатиуровневые). Снаружи – скалистый холмик, каких много, и не догадаешься. Внутри – прохладно, просторно, чуднО.


Лесенки, комнатки, бездонные колодцы. Кухня с закопченными сводами. Пивоварня, конюшня, баня, прочие удобства…

Каменные жернова, лёгким движением рычага закрывавшие проходы.
Глубже (туда не водят) – погреба. Запах камня – не сырости, не сортира. Легчайший сквознячок. И замечательная акустика: камень гасит женский голос и подпевает низкому (как у меня). «La-a ca-a-alunnia… è un venticello!...» (Ария Дона Базилио). Жаль, я не сразу обнаружил это «патриархатное» свойство, хотелось остаться и ещё попеть. А на фотках – что там смотреть? Ни пространства, ни тебе запаха, ни голоса. Одну пещеру от другой и не отличишь. И пещеры эти, хоть и ПГТ, но не ПМЖ, а партизанское убежище, вместимостью для целой деревни со всем хозяйством. Будь она деревня хеттская, греческая или турецкая, прячущаяся от султанских налогосборщиков.

Церковь Юсуфа Коча – просто прелесть. (На окраине Гёреме.)

Каменный зуб, каких здесь тысячи, сбоку крестьянский домик, частично врезанный в камень, рядом садик, огородик. И век за веком эту скалу использовали традиционно, в качестве голубятни. (Специально для голубей выдалбливают квартирки, а через отдельные дверцы выгребают гуано: такое гнёздышко я сфотографировал в Пашабаге)

И вот, рассказывают гиды, некоторое время назад хозяин по имени Юсуф Коч (Yusuf Koç) обнаружил у себя в огороде такое богатство – христианскую церковь с росписью XI века… Я тут, конечно, полез в недра Интернета, уточнить дату открытия. Так вот, дело было в 1963 году. Каппадокию, тогда еще не туристическую, год за годом обшаривали ученые французы Николь и Мишель Тьерри. Они и открыли эту церковь (в числе многих других, до которых туркам не было особого дела). Предположительно, она должна бы называться Благовещенской, но посвятительная надпись не сохранилась, и церковь получила имя Юсуфа Коча – в честь тогдашнего хозяина. (С обратной стороны в скале еще был монастырёк, но там смотреть особо нечего.)
Ключ от церкви шеф-гид Фахритдин эдак по-домашнему взял у хозяев. (Портрет хозяйки с удовольствием тырю с французского сайта:
http://idata.over-blog.com/0/44/98/36/Cappadoce/la-gardienne.jpg )
Церковка маленькая, однокомнатная, очень уютная, красивая. Когда-то были колонны, сбиты еще при жизни церкви, остались «гирьки». Своды и стены расписаны святыми, имена подписаны по-русски, т.е. по-гречески, и мы благоговейно читаем: Петр и Павел, Флор и Лавр, Константин и Елена…


На каменной лавочке это Фахритдин сидит, я сижу на противоположной, а за моей спиной святые всадники Георгий и Феодор атакуют почти стершегося змея. Никто эти фрески никогда не реставрировал (и не собирается; да и не надо), а им ровнехонько 1000 лет.

Желая сфотографировать потолок и не желая ложиться на пол, я стал «мостиком», чем схлопотал аплодисменты. На смазанном кадре сияет улыбка гида Саши. А потом обнаружилась вылявшаяся на полочке табличка “No flaş”. (Сашина улыбка и есть "флэш".)

О росписи знатоки говорят, стиль весьма своеобразный, сродни мозаикам Киевской Софии... Но лучше живьём посидеть на лавочке и ощутить… Благодать, в самом простом смысле, без ужимок и хиханек. От хороших, чистых, сердечных людей. Вот.
(Мы ведь и другую церковь видели, в Чавушине, с разрушенной стеной, более прохожую. Не, совсем не то.)
Эх, до воздушного шара я опять так и не добрался. Но в следующий раз обязательно! (Выбрать трудно: там сто кадров.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments