?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
Пока без извинений.
Некрупный орёл
callmycow
Я вчера получил замечание от высокочтимого, глубокоуважаемого и широкоподкованного :) френда filibuster60:
"И никакого фальшкиля у "Авроры" не было. И быть не могло. Это глупость автора ошибка перевода".
(http://callmycow.livejournal.com/97657.html?thread=419449#t419449)
Я выразил готовность извиниться, как только разберусь в ошибке. Но пока ошибки не нашёл.
Вот, во-первых, английское свидетельство:
The Times, Wednesday, Oct 26, 1853.
PORTSMOUTH, OCT. 25
The Russian frigate Aurora, 44, has been placed in the fitting-basin to-day, and will be docked to-morrow, to have her copper and false keel repaired.
Русский фрегат «Аврора», 44 пуш., помещен сегодня в монтажный бассейн (док-бассейн), а завтра будет поднят в сухой док для починки медной обшивки и фальшкиля.
На случай, если я всё же неправильно перевожу, у меня есть и русский первоисточник.
Книга: Обзор заграничных плаваний судов русского военного флота с 1850 по 1868 год. Том 1. СПб, 1871.
"21 августа 1853 года вышел из Кронштадта, под командою капитан-лейтенанта Изыльметьева, назначенный для крейсерства в Охотском море фрегат «Аврора».
27 августа, подходя к шведскому местечку Тралеборг, в 3 милях от берега, фрегат почувствовал сотрясение и вскоре остановился на 19 футовой глубине. 29 августа, при содействии двух шведских военных пароходов, фрегат снялся с якоря и 30 августа прибыл на Копенгагенский рейд, пользуясь в пути переменными ветрами. Сентября 3-го снялся с Копенгагенского рейда и в тот же день вечером, за противным маловетрием, бросил якорь близ Гельсинора. 4 сентября фрегат, с корветом «Наварин», был взят на буксир датским пароходом и выведен до меридиана маяка Куллен, где вступив под паруса, лавировал к N. 6-го, в полдень, прошли мыс Скаген, и с этого числа по 14-е дули свежие ветры от NW и SW; фрегат постоянно имел 4 рифа. 14-го числа ветер сделался от N, тогда взяли курс в Немецкое море; но к вечеру ветер вдруг зашел к NW и стал усиливаться до того, что в 11 часов сделался шторм. Находясь по счислению от маяка Хансгольмен на NW 40°, в 24 милях, и имея сильное волнение от N, фрегат прижимало к Ютландскому берегу, и потому должны были нести марсели в 4 рифа, хотя имели крену до 35°. В эту ночь лопнул цепной ватер-штаг, сломало на боканцах оба 10-ти весельные катера, оторвало выстрел левой стороны, а у гротовых вант-путенс с правой стороны, 4 болта согнуло вверх на 3 дюйма. В полдень 15-го, ветер от NW с тою же силою перешел к SW, почему и поворотили на левый галс; 16-го, находясь в шир. 54°4' N и долг. 8° 9', О, от маяка Хансгольмен в расстоянии 15 миль на SW 80°, спустились в норвежский порт Христианзанд, для исправления повреждений.
28 сентября фрегат вышел в море, 3 октября прибыл благополучно на Спитгедский рейд, а 13-го был введен в Портсмутскую гавань, для исправления повреждений. По осмотре в доке, оказалось, что фалшкиль весь сорван и часть киля повреждена. Кроме того, фрегат требовал конопати подводной части и по ватер-вельсам в обеих палубах. Вант-путенсовые болты, по мнению английских кораблестроителей, потому подались вперед, что обшивные поясья, в которых пропущены болты, введены из мягкого дерева, и потому их заменили дубовыми.
По окончании всех работ, 25 ноября фрегат оставил Спитгедский рейд и 27 ноября, подойдя на вид Лизарда, при засвежевшем NO ветре, вышел в океан, имея ходу 11 ½ узлов".

P.S. По этому и ряду других свидетельств следует признать, что качество постройки фрегата "Аврора" порядком уступало английским кораблям.
Так что я путаю и почему у "Авроры" не могло быть фальшкиля?


  • 1
Паш, поясню - даже несмотря на изобилие высоких эпитетов, которыми ты в начале заметки увешал мою скромную носовую фигуру :)))))
Здесь особенность перевода, и не более того. Фальшкиль, как он понимается в русскоязычном кораблестроении - это удлинённый вниз от киля плавник, несущий балласт. Его основное предназначение - обеспечивать восстанавливающий момент сил, спрямляющий парусник при возникновении кренящего момента. Кроме того, фальшкиль препятствует дрейфу как боковому сносу корабля с линии курса. Как таковой, фальшкиль постепенно возник с появлением небольших парусников, несущих относительно высокий рангоут и сильно перегруженных парусностью. Например, гафельных тендеров и их дальнейшее развитие в современные парусные яхты. Замечу также, что фальшкиль - не обязательная часть парусной яхты, бывают и сделанные "по-старинке". А уж про современные толл-шипы и говорить нечего - они в этом плане соответствуют конструкции кораблей тех ещё веков, то есть просто несут балласт в нижней части трюмов, и расположен этот балласт выше киля. Киль состоит из нескольких продольных деталей набора, можно выделить киль, кильсон и пр., а при желании даже и фальшкиль, который таковым, собственно, не является.
Вполне понятно, что имели в виду журналисты "Times" - ту часть киля, которая выступает вниз из корпуса корабля (и особенно кормовую его часть). Его можно, конечно, назвать фальшкилем, потому что он есть продолжение собственно киля, "хребта" корпуса корабля, но всё же правильнее было бы написать просто "киль" - для случая, когда говорится о фрегате XIX века.
Возможно, я и неправ - можно обратиться к третейскому судье Виктору Васильевичу Федину aka ancient_skipper, он для меня непререкаемый авторитет в корабельных делах и английском языке =)

UPD. Да, и слова "глупость автора" относятся не к тебе, а к автору исходника, конечно. Я серьёзно, Паш. Прошу принять извинения, если был понят неверно :)

Edited at 2012-05-19 12:42 am (UTC)

Юр, я никаким местом не обижаюсь, наоборот, весело. Исходник в данном случае - книга "Обзор заграничных плаваний", а его составитель - А.С. Сгибнев, знаешь такого, и пользовался он как публикациями в "Морском сборнике", так и судовыми журналами (в данном случае вернее последнее, поскольку в МС таких сведений вроде не было). Ну а перевод английской статьи - конечно, мой.
Я себе представлял (разумеется, только по книжкам с картинками), что настоящий киль прячется под обшивкой, и от него идут шпангоуты. А снизу, поверх обшивки, тянется ещё одна деревяха, она-то и есть фальшкиль. Оторванный и плавающий рядом фальшкиль упоминается и в аутентичном описании крушения "Дианы" - тоже ведь фрегата. Сверься уж у Виктора Васильевича, да и придём к общему знаменателю :)

--- ancient_skipper wrote:
> Юра, извини за поздний ответ.
> Три недели провалялся в больничке - двустороннее воспаление легких, как-то умудрился подхватить.
> Сейчас нормально.
> По вопросу: Паша прав.
> Просто у фальшкиля на яхтах и больших парусниках разные задачи.
> Это как квартирмейстер - название одно, а суть на военных и пиратских судах разная :)

С меня ром, Паша-сан =)

Обмыть выздоровление ancient_skipper'a!)

  • 1